Смекни!
smekni.com

О путях развития марксистско-ленинской философии (стр. 1 из 4)

Б. В. Овчинников. О путях развития марксистско-ленинской философии

Ленинград, 1983


1. Гносеология. Основной вопрос философии

1.1 Психофизика

философский закон логика этика марксистский

Мир существует объективно, и существовал до человека, это бесспорно. Однако мое знание о нём также объективно с точки зрения внешнего наблюдателя. Это знание – есть в целом истинное, но неполное и частично искаженное отражение внешнего мира. Причем степень неполноты и степень искаженности сугубо индивидуальны, и значительно варьируются даже у одного субъекта на протяжении его жизни. Причем практика в случае её успешности может закреплять ощущение истинности искажений, и поэтому сама по себе не может служить единственным критерием истины. Речи идет о внешней предметной практике. Внутренняя же практика – сопоставление цепи представлений, вызванных одним и тем же объектом, также не может быть критерием истины. Только сочетание внешней и внутренней практик приводит к истине. Но еще более достоверный критерий – эффективный двусторонний обмен информацией между множеством субъектов, наблюдающих один и тот же объект и оперирующих с ним. Именно так, в ходе столкновения мнений, выясняется истина в теоретических научных работах.

К тому же, предметная практика может разительно расходиться с философскими взглядами человека, и наоборот – тысячи тому примеров, а полностью цельные люди единичны.

1.2 Психофизиология. Психофизиологическая проблема

Сознание человека есть функция мозга. Мозг же есть орган управления функционированием и поведением организма. Высшая форма поведения – это активное преобразование среды обитания (индивидная адаптация) и размножение (видовая адаптация). Я подчеркиваю, что мозг управляет организмом, а не средой. Преобразование среды есть результат деятельности организма. Поэтому информация о состоянии организма, поступающая в мозг (необходимая предпосылка управления), обладает первостепенной значимостью по сравнению с информацией из внешнего мира. Суммарный же образ внешнего мира, хоть и необходим для организации поведения, но не является для организма самоцелью. Он служит лишь средством преобразования среды в том направлении, которое нужно организму.

Всё сказанное полностью относится к человеку. Критерием индивидуальной адаптации тут служит идеальный образ самого себя (своей деятельностью человек «лепит» самого себя), а критерием видовой адаптации – идеальный образ человечества, плотно состыкованный и, в общем-то, не противоречащий образу самого себя. Противодействуя потоку информации извне, личность отбирает из окружающей её социальной (человеческой) и культурной (знаково-предметной) среды то, что, по её мнению, соответствует её внутренним идеалам.

Указанные идеальные образования по своему происхождению принципиально проективны, то есть не могут быть целиком введены извне, а являются выражением структуры и организации личности в анатомо-физиологическом смысле (генотип и фенотип). Можно сказать, что иерархия ценностей (матрица, структура) наследуется, а их номенклатура (исторически преходящая) потребляется извне.

Так личность, отчасти присваивая, отчасти преобразуя предлежащий перед ней мир, по возможности избегая чуждых и разрушающих воздействий извне, строит мало-помалу индивидуальное личностное поле, носящее неизгладимый отпечаток и неповторимый аромат самой личности. Отсюда у наивного наблюдателя создаётся впечатление, что личность есть непосредственный продукт окружающих условий. На самом деле, всё обстоит наоборот: основным и ведущим в личности является не то, что целиком заимствовано, а то, что преобразовано в соответствии с её внутренним идеалом.

Такой материализм по внешней видимости напоминает субъективный идеализм, однако он ближе к истине, чем примитивный однонаправленный рефлексионизм, выносящий причину человеческого поведения вне его организма и создающий новый миф о всемудрейшем и вселюбящем обществе-мотиваторе. На самом деле, человек не имеет права ждать от общества мотивационного импульса. (Это этический аспект, он будет рассмотрен ниже.)

Для современной гносеологии идеи отражения недостаточно. Отражением чего является Покров-на Нерли, любой предмет культуры? Понятие выражения, включающее отражение как момент, превращает гносеологию в часть праксиологии. Но она должна стать рефлексивной. Чтобы изменить мир, как требовал Маркс, необходимо не только познать его, но и познать самого себя.


2. Онтология. Законы и категории диалектики

Триада основных законов диалектики является предельным обобщением, описывающим один полный цикл развития материальной системы. Однако, в этой предельной общности и кроется их слабость.

Как найти противоположности в данном конкретном объекте? Структурны они или функциональны? Насколько они разнесены в пространстве и времени? Не является ли их «борьба» антропоморфным понятием? Сколько этих противоположностей – две, четыре, или больше? На поставленные вопросы закон единства и борьбы противоположностей ответа не даёт, и дать не может.

Переходы количественных изменений в качественные мы видим вокруг себя поминутно. Однако, когда именно произойдет указанный скачкообразный переход? Количество чего должно изменяться, чтобы изменилось качество? Где мера?

И, наконец, закон отрицания отрицания, замыкающий категориальное описание двухфазной «ячейки» развития. Возврат к прежнему качеству, но на новом уровне развития. Что, общество должно напоминать неживую природу? В каком смысле эта, новая, система должна напоминать ту, позапрошлую? А как быть с противоположностями? Новые ли должны возникнуть, или старые вернуться?

В общем и целом, законы диалектики в их нынешнем виде больше годятся для объяснения уже известного, чем для предсказания будущего. (Сова Минервы…). Даже глубокое их знание и умение практически применять совершенно не влияет на судьбу человека и историю общества.

Во всех областях знания и практики мы видим древо развития, а не спираль.

Философский же закон, наполненный всей силой знания и опыта человечества, должен обладать прогностичностью существенно более отдалённой, определённой и точной, чем прозрение пророка или фантазия художника. Ведь «философия есть та же поэзия, только высший градус её» (Ф. М. Достоевский).

Дополнительные законы диалектики – парные категории – мало что могут прибавить к сказанному об основных законах. Прежде всего, эти инструменты познания не имеют определённой связи между собой, не образуют системы. Это лишь список, номера в котором не имеют никакого значения. Причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, прерывное и непрерывное, конечное и бесконечное… Они красиво звучат, эти высокие термины, но кто научит их правильно применять? Они действительно взаимно текучи, но как определить момент их взаимного перехода? На эти вопросы нет ответа. В лучшем случае, посоветуют применять категории творчески, а скорее всего – пошлют учиться у классиков. В довершение всего, заметим, что список категорий не закрыт, и нечем доказать его полноту.

Итак, категории и законы диалектики являются скорее языком описания, чем собственно законами. Их предельная всеобщность и, я бы сказал, функциональность, лишает их прогностической силы.

Попытаемся сформулировать требования к системе онтологических философских законов, а затем построить эту систему.

Требования:

1. Законы должны составить две группы: законы развития материи, и законы структуры (организации) материальных систем.

2. Законы должны быть верными по отношению к существующим трем формам движения материи и отбрасывать свет на будущую, четвертую форму.

3. Законы должны быть связаны в непротиворечивую систему.

4. Законы должны быть всеобщими по пространственно-временным масштабам, но не обязательно приложимы к тем или иным частным явлениям и процессам. В основном они должны «работать» на переходах от одной формы движения материи к другой.

Законы развития.

Первый закон раскрывает сущность развития. Он формулируется так:

1. Развитие есть повышение устойчивости материальных систем.

Устойчивость здесь понимается как способность сохранения всех присущих системе качеств (атрибутов) в условиях всех возможных внешних взаимодействий, а также внутренних флюктуаций. Устойчивость – как бы потенциальная прочность системы, внутренний заряд её целостности. В этом смысле биосфера устойчивее любой неживой системы, тат как очень жёстко поддерживает свою структуру и способна автоматически восполнять потери, нанесенные разнообразными внешними воздействиями (саморегуляция). Человеческое общество существенно устойчивее в сравнении с биосферой в основном за счёт знаково-предметной культурной среды, которой оно окружило себя наподобие крепостного вала.

Второй и третий законы раскрывают внутренний механизм развития.

2. Развитие различных материальных систем, относящихся к одной форме движения материи, происходит неравномерно во времени таким образом, что одни системы обгоняют другие.

Этот закон есть обобщение закона неравномерности развития капитализма, сформулированного В. И. Лениным в 1915 г. в работе «О лозунге Соединённых Штатов Европы». Закон имеет следствием сосуществование старых форм с новыми, более развитых – с менее развитыми (включая и древнейшие), что и видим сейчас и на Земле, и во Вселенной. Из закона следует также, что старые формы никогда не смогут догнать и перегнать новые, однако в ходе дальнейшего становления и совершенствования новой формы они могут быть включены в её состав в преобразованном виде.

3. Материя в ходе существования непрерывно рождает новые формы, однако «выживают» и развиваются далее только наиболее устойчивые из них.

Этот закон обобщает закон естественного отбора Дарвина. Он показывает, каким образом довершается «разгонка» скоростей развития сосуществующих Старого и Нового: малая, ничтожная неравномерность развития в ранних периодах в дальнейшем всё более и более нарастает за счёт того, что новая форма как бы «притормаживает» развитие старой. Так, появление живого в значительной степени «заморозило» естественную геологическую эволюцию нашей планеты; аналогичное действие на биосферу оказывает растущее человечество.