1. В чем суть объективного и субъективного идеализма? Назовите представителей
Объективный идеализм – одна из основных форм идеализма. С точки зрения объективного иидеализма первоосновой мира является объективно существующее безличное сознание (абсолютная идея, мировая воля и т. п.). Исходя из того факта, что человеческому сознанию свойственна относительная самостоятельность, способность мыслить предметы обобщенно, отвлекаясь от их материально-чувственных особенностей, объективные идеалисты отрывают сознание от человека и от природы, превращают его в абсолют, обожествляют. Материальный мир рассматривается объективными идеалистами как продукт идеальности такого сверхчеловеческого сознания, как "инобытие духа". Нетрудно увидеть родство этого положения с религиозной идеей сотворения мира богом. Крупнейшими представителями объективного идеализма в истории философии были Платон, Шеллинг, Гегель.
Субъективный идеализм – направление в философии, которое ставит существование внешнего мира, отдельных предметов, явлений и их свойств в зависимость от познавательной деятельности человека (его ощущений, восприятий, теоретического мышления, эмоциональных переживаний, измерительных операций, научных экспериментов и т.д.). Для представителей классических форм субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Маха и др.) характерно более или менее откровенное утверждение, что весь окружающий мир порождается его психической деятельностью, его ощущениями. Современные формы субъективного идеализма (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) отличаются менее последовательным, более эклектичным изложением данной концепции. Они либо провозглашают неразрывное единство субъекта и объекта, либо объявляют вопрос о природе внешнего мира бессмысленным, не имеющим научного значения. Однако все они сходятся на отрицании объективного содержания наших знаний. С их точки зрения, понятия и законы науки либо являются результатом произвольных соглашений, либо порождаются измерительными операциями, поэтому наука отражает якобы лишь переживания, мыслительные и практические действия познающего мир субъекта. Таким образом, субъективный идеализм основывается на преувеличении субъективного момента в процессе познания. Однако хотя познание и носит субъективную форму, ибо мир познает субъект, человек, содержание его зависит, поскольку оно отражает мир, существующий вне и независимо от сознания. Истина, объективность доказывается практикой.
2. Какие ценности положены в основу идеала человека эпохи Возрождения
По мере перехода от средневековья, экономическую основу которого составляло сельское хозяйство, к городскому образу жизни и промышленного производства все больше стала проявляться особая значимость человека, его своеобразие и творческая активность. Свойственная для новой эпохи, которая рождалась, ориентация на природно-телесное видение мира, внимание к человеческому телу, интерес к гуманитарному знанию, эстетическое понимание действительности оказались созвучным античным ценностям. Поэтому новую эпоху назвали Возрождением.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания античной философии было естественно-космическое жизни, средневековой - религиозная жизнь и в его основе проблема "осмысления", то с XV в. на первый план выходит светская жизнь, приобретает значение деятельности человека в этом мире и достижения счастья. Интерес к античной литературе, с точки зрения гуманизма, оценивается как стимул и форма выявления личного возрождения. Философия же должна помочь человеку найти место в жизни.
Гуманизм - взгляд, согласно которому определяется ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. В эпоху Возрождения гуманизм становится широким общественным движением, знаменует собой переворот во всей культуре и мировоззрении.
По мнению итальянских гуманистов (М. Фичино, П. Помпонацци, А. Валла и др.), природа человека является высшим критерием для оценки человеческих страстей. На первом плане - светская жизнь, деятельность человека и достижения им счастья. Возрождаются идеалы античных эпикурейцев, но вместо пассивности утверждается активность, благородство, доблесность духа, культ творческой деятельности. Все это нужно не только для удовлетворения земных потребностей, но и для самосовершенствования, создания нового мира.
Ориентации гуманистов: критика догматизма и поклонение авторитетам; доказательство права человека на поиск истины; последовательной защите частного индивидуализма, отстаивание идеалов умеренного утилитаризма (Учение, в котором цель жизни и благотворительность отождествляются с полезностью); пропаганда любви и доброты как основы человеческих отношений. Идеология гуманизма является высшим достижением философской мысли Ренессанса и в дальнейшем станет наиболее существенной характеристикой каждой философской системы.
Важной составляющей гуманистического мировоззрения является культ творческой деятельности. В античности царил элитарный подход к человеческой деятельности, высшей формой которой считались теоретические поиски - размышления и созерцания, поскольку они привлекали человека к вечному, к сущности Космоса, а материальная деятельность (в том числе художественная) якобы погружала в изменчивый мир представлений.
Доминирующим аспектом философии Возрождения становится эстетическое, поскольку прекрасное выдвигается на первый план. Причем во главу угла ставится не подражание природе, а само творчество художника. Объектом этого творчества становится красота человеческого тела. Для эстетики Ренессанса характерно слияние духовного и личностно-телесного.
3. Укажите основные направления и их представителей в философии Нового времени
Семнадцатый век открывает особый период в развитии философской мысли, что принято называть классической философией. В развитии европейской духовной культуры это век определяют как век "ума": ему поклоняются, обращаются к нему как к "высшему судье" в делах человеческих; утверждается идея "разумности" мира. Формируется новая, так называемая просветительско-модернистская философская парадигма.
В эту эпоху утверждается вера в безграничные возможности разума - неограниченный рационализм. Нет ничего, что человек не мог бы исследовать и понять. Наука не знает границ. Новое время утверждал отличную от античных и средневековых ценностей роль науки.
Стремление философов XVII в. к совершенствованию философского знания, преодоление схоластических установок и предрассудков средневековой философии, опиралось на осмысление и обобщение результатов и методов новой науки, науки, направленной на познание природы, а не божественного духа. Это создало предпосылки для утверждения философского материализма в собственном смысле слова.
Особенностью науки нового времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как главное средство достижения новых, практически действенных истин, на знание свободно от любой ориентации на авторитеты. С другой стороны, в развитии науки этого времени значительную роль сыграли успехи математики, которые привели к возникновению алгебры, геометрии, к созданию дифференциального и интегрального исчислений и др.
Лидером естествознания в Новое время, благодаря научной революции XVI - XVII века, стала механика - наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов. Эта наука, основанная на экспериментально-математическом исследовании природы, повлияла на формирование новой картины мира и новой парадигмы философствования. Под ее воздействием формируется механистическая и метафизическая картина мира. Все явления природы объясняются как машины (machina mundi) или системы машин, созданные бесконечным творцом. Правда, творчество бога возведена в этой картине к минимуму - создание материи и придание ей некоторого первоначального толчка, в результате которого вся она начинает двигаться. Распутывания этого хаоса и его трансформация в космос происходит уже спонтанно согласно закономерностям механического движения и подчинено жесткой однозначной детерминации. Бог становится внешним "толчком" применительно созданного им мира. Такое понимание мира отличает естествознание нового времени не только от античной и средневековой науки, но и от натурфилософии ХV-ХVI века, рассматривали понятие "природа" и "жизнь" как тождественные (эту позицию можно назвать органицизм).
Развитие науки, и прежде всего нового естествознания, утверждение ее особой роли в развитии человечества, побуждает философов постоянно согласовывать свои представления и выводы с данными и методами, принятыми в точном естествознании.
В исследованиях философов XVII в. акцент сделан на методологические и гносеологические проблемы.
Новое время - это эпоха разносторонней критике традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирования новой философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям жизни, ас другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р. Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, получившее название рационализма.
Таким образом, уже с первых шагов формирования новой философии наука поляризует философские взгляды: математика и математическое естествознание влияют на философию в направлении превращения ее в абстрактную рациональную науку, эмпирическая же методология подсказывала совсем другую архитектуру философских представлений.
4. Почему материализм Л. Фейербаха называют антропологическим