Основная цель данной работы - показать, что ученому и инженеру в своей деятельности необходимо не только уметь проводить системный анализ объекта деятельности, но и уметь выделить и "принять во расчет" минимум только тех факторов, которые обеспечат успешное решение задачи, и отбросить те, которые хоть и влияют на результат, но степенью их влияния можно пренебречь. И в случае успеха не торопиться объявлять свое решение универсальным или оптимальным, т.к. завтра все это может оказаться теорией, справедливой для весьма ограниченного числа явлений: механика Ньютона, или далеко не оптимальным или совершенным творением техники: лайнер "Титаник", самолеты Ту-144, "Конкорд", Чернобыльская АЭС, космические корабли серии " Шаттл" и многое-многое другое.
Первой действительно успешной попыткой систематизации знаний о природе были труды Аристотеля (384-322 до н.э.), ставшие благодаря своей натурфилософской продуманности и всеобъемлющему характеру основой физики, биологии и других естественнонаучных областей знания в Европе и на Ближнем Востоке в течение более чем двух тысячелетий. В качестве наиболее общих принципов бытия Аристотель выдвигал форму и материю, которые образуют соответственно активное и пассивное начало мироздания. Каждое явление имеет четвероякую причину: материальную (“из чего состоит”), формальную (“по какому плану, вообще: как происходит”), действующую (приблизительно соответствует “силе”) и целостную (“для чего”). Целевые причины особенно важны в аристотелевской системе и ее средневековых вариантах: все в живой и неживой природе целесообразно, тела стремятся к своим “естественным местам” (так Аристотель объяснял падение тел на землю и развитие организмов от зародышевого состояния к взрослому).
Согласно системе Аристотеля Земля - центр Вселенной, а так как все тяжелые частицы стремятся к центру, то именно здесь и образовалось твердое тело нашей планеты. Легкие элементы - воздух и огонь - поднимаются в высокие слои, там они загораются, и тогда люди видят кометы и падающие звезды. Вечно движение небесных тел по сферам, окружающим неподвижную Землю, а Вселенная сферична и конечна.
Стоит заметить, что за несколько столетий до Аристотеля знаменитый математик Пифагор Самосский высказал мысль о том, что Земля имеет шарообразную форму и обращается вокруг собственной оси. Более того, он считал, что и Солнце, и Земля, и Луна вращаются вокруг некоторого общего гипотетического центра, который он назвал центральным огнем. Это движение планет и Солнца создает гармонию небесных сфер. Ученики Пифагора утверждали, что только их великий учитель был способен ощущать эту гармонию.
Нетрудно заметить, что в мироощущении Пифагора просматриваются основные принципы гелиоцентрической системы мира. И все же созданная легендарным Пифагором картина мира просуществовала недолго. На смену ей пришла геоцентрическая система Аристотеля.
Параллельно с систематизацией эмпирических знаний о природе наметилась тенденция к математизации естествознания, прежде всего в древнеиталийской школе пифагорейцев (VI-IVвв. до н.э.), открывших ряд важных факторов математической акустики и движения небесных тел. С IVв. до н.э. почти на тысячелетие центром естественнонаучных исследований становится Мусейон (“Музей”, храм Муз) в Александрии, где были сделаны крупные открытия: построена целостная система планиметрии и стереометрии по основе аксиом (Евклид), выведены законы перспективы (им же), довольно точно вычислены размеры земного шара (Эратосфен), начато изучение анатомии нервной системы. Эрасистрат (IIIв. до н.э.) подразделил нервы на двигательные и чувствительные, обратил внимание на извилины головного мозга и на различие между большим головным мозгом и мозжечком.
Большое влияние на естествознание оказала в эту же эпоху математики в особенности построенные по четко аксиоматическому методу “Начала" Евклида. До сих пор этот труд лежит в основе всех курсов элементарной геометрии в средней и высшей шкале, Евклид подробно изучил свойства прямой линии и окружности, фигур на плоскости и тел в пространстве. Труд Евклида более чем на два тысячелетия предопределил философов и естествоиспытателей, в особенности физиков и астрономов, о пространстве и о роли аксиоматического метода в науке.
Не следует думать, что у древних идея Аристотеля не вызывала никаких возражений. Она, к примеру, не могла объяснить очевидных изменений яркости планет при движении их по небесному своду. А ведь как легко это можно было сделать, предположив, что планеты то приближаются к Земле, то удаляются от нее.
Самый смелый шаг был сделан греческим математиком Аристархом Самосским вскоре после смерти Аристотеля. Он первым из греческих мыслителей расположил Солнце в центре мира, а Землю заставил вращаться вокруг Солнца. Этот факт доподлинно установлен, поскольку Архимед упоминает о нем в своем труде “Исчисление песчинок”. Гипотеза Аристарха Самосского не нашла единомышленников, поскольку астрономия в то время обладала небольшим количеством наблюдательных фактов. Потребовалось более полутора тысяч лет, чтобы она возродилась в знаменитой книге Коперника “О вращениях небесных сфер”.
Однако в целом для ранних (античных и почти не ушедших вперед по сравнению с ними средневековых) попыток разработки естественнонаучных знаний связь с практикой была исключением. Развитию естествознания в позднеантичный и средневековой период препятствовало также догматизация физики Аристотеля с ее учением о “естественных местах”, целевых причинах и т.д. и господство геоцентризма, законная форма которому была придана александрийским ученым Птолемеем.
Ситуация стала меняться в сторону нового (если первым считать античный) витка прогресса науки только в эпоху Возрождения, раньше всего (XIV-XVвв.) наступившую в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519) воплощает в своей деятельности единство искусства и науки, опыта и математики. Ему принадлежит первое в новое время связное описание анатомии человеческого тела, притом в сопоставлении с другими млекопитающими. Леонардо рассматривал органы в их движении, функционировании, приблизился к открытию кровообращения (но само открытие было сделано лишь в 1628 г.У. Гарвеем). Он описывал и зарисовывал органы чувств, нервную систему.
По всей видимости, начиная с 1515 года Коперник систематически разрабатывал новую систему мира и одновременно наблюдал движение небесных светил. Очень кратко основные положения, тезисы новой теории он изложил на двенадцати страницах рукописи, которую сейчас принято называть “Малым комментарием”. Сам Коперник называл эти тезисы аксиомами. Первые аксиомы гласили, что “не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер,. центр Земли не является центром мира. Все сферы движутся вокруг Солнца. Так что около Солнца находится центр мира”. В “Малом комментарии" нет каких-либо математических выкладок. Это была философская квинтэссенция последующего гениального произведения “О вращении небесных сфер”.
Продолжатели дела Коперника уделяли больше внимания, чем он, методологии исследований и установили важнейший для классического естествознания принцип: наука абсолютно объективна и ее идеалом является описание мира так, как если бы человека-наблюдателя или какого-либо еще субъекта во Вселенной (например, Бога) не было вовсе. На первых порах последователи Коперника вели свою работу в трудных условиях, поскольку инквизиция преследовала их за взгляды, казавшиеся ей несовместимыми с Библией и в особенности с Аристотелем. В 1600 г. был сожжен Дж. Бруно за поддержку гелиоцентризма.
Джордано Бруно свои взгляды изложил в трех книгах, написанных в форме диалогов: “Пир на пепле”, “О причине начала и едином” и “О бесконечности вселенной и мирах”. Именно здесь он и сформулировал новое научное миропонимание. Нельзя считать, что Бруно лишь развил учение Коперника или обосновал его философски. Бруно - творец нового научного мировоззрения. Гениальное предвидение о бесконечности миров, “которые носятся в эфирном океане, подобно нашему миру”, возрождение атомистической теории, создание новой картины космоса выдвигают Джордано Бруно в первые ряды величайших мыслителей. Казнь Бруно была пирровой победой церкви. Учение Аристотеля агонизировало, и эта агония была необратимой. Но триумф идей Коперника бесспорно не состоялся бы еще многие годы, если бы вскоре после гибели Бруно в Европе не появились телескопы. Именно наблюдательные данные великого Галилея, его точная и последовательная интерпретация этих данных с позиций коперникианства, несмотря на драму отречения, нанесли окончательный удар по системе мира Аристотеля. Одним из творцов астрономии нового времени был также И. Кеплер, открывший законы движения планет по эллиптическим орбитам. Только благодаря работам Галилея и Кеплера система мира Коперника стала одним из краеугольных камней фундамента науки.
Одним из первых Галилей выдвинул как императив для ученого не следствие авторитетам, но “изучение великой книги природы”. В этом отношении с ним солидаризовался его английский современник Ф. Бэкон (1561-1626), разработавший методологические основы эмпирического (индуктивного) естествознания.
Одновременно с Галилеем исследования, обосновавшие гелиоцентрическую систему, проводил немецкий астроном И. Кеплер (1571-1630). Благодаря законам Кеплера гелиоцентрическая система впервые получила значительное количественное выражение. Законы Кеплера послужили исходным пунктом для построения механической картины мира, лежавшей в основе естественнонаучного мировоззрения в период XVII-XIXвв., когда основанная на них классическая механика оставалась наиболее развитой и “образцовой" для всех отраслей науки о природе.