«начало всех вещей -- вода»
Воздух
Воду
Положение: «число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
Пифагору
Протагору
Евклиду
Филолай
Парменид
Боэций
Плотин
Парменид
Г.в.ф.гегель
Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
Пифагорейцы
Элеаты
Милетцы
Эпикурейцы
Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:
Пифагорейской
Элейской
Милетской
Эпикурейской
Как вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил а.с. Пушкин в стихотворении «движение»?
Платона и аристотеля
Декарта и спинозы
Зенона и гераклита
Фалеса и эмпедокла
Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
Фалес
Гераклит
Платон
Демокрит
Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
Фалес
Гераклит
Платон
Демокрит
Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
Всеобщая изменчивость вещей
Божественное слово
Один из первоэлементов
Гераклит
Демокрит
Платон
Диоген синопский
Высказывание: «человек – мера всех вещей» принадлежит:
И.канту
К.марксу
Аристотелю
Протагору
Фалес
Платон
Сократ
Эпикур
Знание по сократу тождественно:
Чувствам
Мудрости
Моральным законам
Добродетели
Относиться к другому как к самому себе
Добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания
Относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству
Возлюбить ближнего как самого себя
Объективно-идеалистическая философия была основана:
Парменидом
Платоном
Пифагором
В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
Пифагору
Сократу
Платону
Аристотелю
Чем в философии платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.
Идея идеальна, настоящая лошадь -- материальна
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
В философии платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:
Идея материальна, настоящая лошадь – идеальна
Идея содержательно богаче, чем живая лошадь
Идея первична, настоящая лошадь вторична
Идея нереальна, конечна и идеальна.
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Диогену
Сократу
Платону
Демокриту
Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
И.кант
Аристотель
Платон
Демокрит
Философ, считавший логику главным орудием познания:
Платон
Аристотель
Демокрит
Пифагор
Эпикур
Зенон
Парменид
Аристотель
Парменид
Зенон
Аристотель
Эпикур
Животная душа
Растительная душа
Сущность этического учения эпикура состоит в том, что:
Надо во всём себе отказывать
Надо жить для блага других
Надо наслаждаться жизнью
Надо служить богам и делать добро
Римский поэт, последователь эпикура, автор поэмы «о природе вещей»
Цицерон
Плотин
Боэций
Лукреций кар
Утверждение: «важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
Киников
Неоплатоников
Стоиков
Эпикурейцев
Римский философ, воспитатель нерона, автор «писем к луциллию», представитель стоицизма
Сократ
Плотин
Сенека
Диоген
Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству
Эпикур
Диоген синопский
Аристарх самосский
Ксенофан
Философия средних веков
Космоцентризм
Антропоцентризм
Теоцентризм
Скептицизм
Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
Эсхатологизм
Авторитаризм
Экзегетичность
Сциентизм
Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
Бога
Человека
Природы
Космоса
Философия в средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
Богословию
Науке
Психологии
Этике
Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии бога:
Теология
Монадология
Антропоцентризм
Феноменология
Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. Признанные официальной церковью «ложными»
Хроники
Апологии
Евангелия
Апокрифы
Эсхатология – это
Учение о ценностях
Учение о бытии, его фундаментальных принципах
Учение о конечных судьбах мира и человека
Учение о происхождении богов
Спаситель, избавитель от бед, помазанник божий
Игумен
Авторитет
Мессия
Инок
Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
Аскетизм
Гедонизм
Рационализм
Эпикурейство
Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён богом из ничего, называется:
Креационизм
Диалектика
Дуализм
Монотеизм
Учение о спасении души
Метафизика
Сотериология
Диалектика
Деонтология
Принцип, согласно которому бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
Фидеизм
Провиденциализм
Креационизм
Монотеизм
Главная задача христианских апологетов состояла в:
В доказательстве бытия бога
В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
В переводе священного писания на европейские языки
В создании целостного христианского мировоззрения
Название периода творческого служения «отцов церкви» (iii-viii вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
Апологетика
Патристика
Схоластика
Экзегетика
Выдающийся представитель патристики, автор книг «исповедь», «о граде божьем»
Климент александрийский
Мейстер экхарт
Августин
Цицерон
«шестоднев» -- это книга, в которой излагались:
Православная аксиология и этика
Христианская онтология и космогония
Метафизика каббалы
Средневековая историософия
Схоластика – это:
Философия, отрицающая роль разума в постижении сущности бога
Тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
Теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе
Учение о происхождении бога
Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
Мистике
Схоластике
Рационализму
Эмпиризму
Представитель средневековой философии:
Фома аквинский
Диоген лаэртский
Гераклит эфесский
Парменид элейский
Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
Экзегетика
Мистика
Нумерология
Пропедевтика
Проблема доказательства бытия божия была одной из центральных для
Фомы аквинского
Демокрита
Гуго сен-викторского
Тертуллиана
Философия эпохи возрождения
Эпоха восстановления идеалов античности в европе:
Возрождение
Новое время
Средние века
Просвещение
Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи возрождения является:
Космоцентризм
Антропоцентризм
Провиденциализм
Скептицизм
Характерной чертой философии эпохи возрождения является:
Антропоцентризм
Теоцентризм
Космоцентризм
Природоцентризм
В каком городе была в 15-м веке возрождена платоновская академия?
Риме
Флоренции
Париже
Милане
Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
Антропоцентризм
Природоцентризм
Теоцентризм
Космоцентризм
Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху возрождения:
Человек
Бог
Природа
Космос
Светская мировоззренческая позиция эпохи возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
Гуманизм
Природоцентризм
Теоцентризм
Идеализм
Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
Индивидуализма
Коллективизма
Рационализма
Иррационализма
Тип мировоззрения, характерный для эпохи возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу: