Смекни!
smekni.com

Основные законы диалектики (стр. 2 из 6)

Универсальное противопоставление природы искусству развертывается в трояком плане: в плане возникновения общества и гос-ва, законодательства, религии и веры в богов.

Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих – в том, что они существуют, – и несуществующих – в том, что они не существуют”.

Георгий:1)…никто не существует; 2)…если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо и 3)…если оно даже и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гиппийуказал в своём определении закона на насильственное принуждение как на условие возможности законодательства.

Продик: “Каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи”.

Алкидамант: “Природа никого не создала рабами, и люди рождаются свободными”

Антифонт отстаивал “преимущества природы перед установлениями культуры и над искусством”

Фразимах, социальный аналитик, выявил относительность социально-этических норм: “Каждая власть устанавливает законы, полезные для неё самой, демократия – демократические, тирания – тиранистические и т.д.”

Это был путь критики и сомнений, описанный впервые Протагором. “Он первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом”.

Гегель писал, что софистика встала на путь свободного мышления, которое должно было “вывести за пределы существующих нравов и наивной религиозной веры”.

Таким образом, софисты не только подготовили принципы диалектической относительности (как полагал Гегель), но и заложили, по ленинскому выражению, “софистику нигилизма” анти аристократического направления, используемую теперь однако одиозными школами иррационализма и фашизма.

Интерес к человеку хоть и был общей чертой софистов и Сократа, но диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины отличала философию Сократа от софистики.

Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части “сократического" метода: "ирония" и "майевтика” - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию.

Сократический метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. Что и является сократовской "иронией". Но он не ставит своей задачей только “ироническое” раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины". Продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - повивальное искусство" Сократа (намек на профессию своей матери). Он говорил, что как бы помогает своим слушателям родиться заново, познанию “всеобщего” как основы истинной морали. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения". "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.

1."индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения

2. "определение" - это установление родов и видов, их соотношения.

С именем Платона связано возрождение античной диалектики, которая претерпела значительный ущерб в школах софистов, Сократа и Демокрита. Диалектика Платона впервые не только получает собственное наименование, но и обретает своё аналитическое звучание как умение строить логические рассуждения, вести беседу, диалог.

Но не только субъективность была целью платоновской диалектики. Античная философия носила объективистский характер во все времена. “Для Платона – сообщает В.Ф. Асмус – диалектика это – не логика только, хотя в ней есть и логический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона – прежде всего учение о бытии, о родах истинно сущего бытия и об идеях … “Идеи” Платона – не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а истинно сущие роды бытия. В соответствии с этим “диалектика”, как её понимает Платон, не только путь и метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира”.

Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

Будучи верным учеником, почитателем и последователем метафизического идеалиста, Сократа, Платон, естественно, не смог преодолеть метафизичности и в своём учении. Его обособленные “идеи” только противопоставлялись “вещам”. Платон называл диалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.

У Платона диалектика - искусство вести беседу. У Аристотеля - искусство вести вероятностные рассуждения (способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна). Аристотель различает аналитику и диалектику. Аналитика устанавливает все абсолютно точно. Все течет и все изменяется. Если говорить об актуальном, надо иметь в виду реализовавшуюся возможность. Закон недопустимости противоречий: нельзя утверждать об объекте одновременно в одном и том же месте и в одно и то же время разного положительного и отрицательного. Закон исключенного третьего: если есть два суждения и первое ложно, то второе истинно, третьего не дано. Противоречия: контрадикторные (преступают законы формальной логики), контрарные (один говорит белый, другой черный, а объект может быть серым). Есть частное мнение. Это приговор, задание рамки, вилки, в пределах которой рассматривается объект. Закон тождества - я есть я. Выступает против софистики. В конечном счете, Аристотель – это целая система формально-логических силлогизмов.

2.2 Идеалистическая диалектика немецкой классической философии

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII – первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Немецкая классическая философия – это определенный период в развитии немецкой философской мысли (с середины XVIIIв. до середины XIXв.), представленный учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля и Людвига Фейербаха. Все они – очень разные философы, но, тем не менее, их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Несмотря на все различия между классиками немецкой философии, их усилия были направлены в единое русло, которое характеризуют две особенности: преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и философское новаторство.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант (1724-1804). Именно с Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии.

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта «формальной».

Кант противопоставлял ноумен (непознаваемая «вещь в себе») и феномен, т.е. субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами, как Иоганн Готлиб Фихте (1762-1854) и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и ноумена. Обосновав познавательную активность в некотором едином принципе: