Смекни!
smekni.com

Специфика философского мировоззрения (стр. 1 из 2)

Специфика философского мировоззрения


Мы с вами достаточно подробно рассмотрели структуру, функции и типы мировоззрения. А теперь давайте вспомним, какой в высокой степени абстрактный вопрос был сформулирован в мифе? Совершенно верно, почему, в силу каких причин, под влиянием чего и из чего возникло всё существующее?

Как вы думаете , можно ли назвать этот в высокой степени абстрактный вопрос по существу философским? ДА . А можно ли сказать, что с постановкой этого в высокой степени абстрактного, по существу философского вопроса возникает философия как система представлений о мире? Нет. Почему? Да потому, что мы с вами уже говорили, что есть существенная разница между постановкой абстрактных вопросов и накоплением достаточного количества конкретных выводов, которые можно было бы соединить в относительно целостную мировоззренческую систему. Тем более, что поле философской мысли отличает множественность таких систем и представлений. Философия демонстрирует многовариантность , или вариабельность мышления в решении широкого спектра философских проблем.

А теперь давайте посмотрим, как на поставленный, по существу философский вопрос: “Почему, в силу каких причин, под влиянием чего и из чего возникло всё существующее?” – отвечают в мифе? Правильно, в мифе возникновение всего существующего так или иначе связано с деятельностью богов. Можно ли назвать это философским осмыслением вопроса? Нет. Тогда о каком возникновении философии в данном случае может идти речь? Философия начинается с критического отношения к мифу, когда возникает вопрос: “Откуда появились, как родились сами боги?”. Тем не менее, по существу первый философский вопрос: «Почему, в силу каких причин, под влиянием чего и из чего возникло всё существующее?» - действительно был сформулирован именно в мифе. Поэтому мы можем сказать, что философское мировоззрение начинает формироваться в недрах мифологии, постепенно освобождаясь от неё.

Итак, мы с Вами рассмотрели некоторые особенности исторического становления философии. А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: «Какова специфика философского мировоззрения?». Для этого доверимся немецкому философу Максу Шелеру, который считал, что «философ не имеет права признавать ничего, что лично ему не представляется очевидным и обоснованным». А потому сделаем для себя очевидным и обоснованным тезис о том, что философское мышление действительно свободно от всякой предвзятости, независимо от авторитетов и традиций и начинается с критической рефлексии. Причем, докажем это на примере формирования ранних философских представлений эпохи античности.

Итак, в VI – VII вв. до н.э. в Милете, одном из самых процветающих греческих полисов, возникает первая философская школа Древней Греции. Именно здесь начинает разрабатываться философия физиса, которая противопоставляет существующим в мифологии представлениям некую новую позицию человеческого разума, новое отношение к божеству, к миру.

По-гречески «фюсис» означает природа. Интересно, что это слово происходит от глагола «фью» - «рождаю», «рождаюсь». Природа в философии физиса представляется некой животворящей, самовоспроизводящей силой ( - это то, что само рождает нечто, в т.ч. само себя).

В отличие от мифа, в котором первопричина всего существующего как бы «выводится» за пределы самой природы – перемещается в иную, занебесную область, вверяется богам, философия физиса, напротив, как бы «возвращает» самой природе причину того, что в ней и с ней происходит.

Первоначало «архе», или праоснова мироздания, определяется философами физиса как первая фундаментальная реальность. Она первична и постоянна, т.е. вечна, и находится в природе. Это то «самое общее, самое главное, благодаря чему все рождается и все уничтожается, то, что есть основание единства мира, всепорождающее и всеобъемлющее».

А боги, боги древнегреческого пантеона, - скажете Вы, - есть ли им место в новой системе представлений? Да, есть. Но какое? Они уже смертны, подобно всему существующему, и отнюдь не всемогущи, а главное, что они уже не … боги. В философии физиса есть единственный бог – это «архе», бессмертное первоначало.

А теперь давайте вспомним: мы с Вами говорили, что философия начинается с критического отношения к мифу, когда возникает вопрос: «Откуда появились, как родились сами боги?». Так откуда же появились боги древнегреческой мифологии, согласно представлениям первых древнегреческих философов? Совершенно верно. Боги древнегреческого пантеона, подобно всему существующему, появились из первоначала архе. А теперь давайте попытаемся продемонстрировать важнейшую специфическую черту философствования, сформулированную Максом Шелером, на примере рассмотренной концепции (conception - понимание) мироздания первой философской школы Древней Греции. В частности, в чем проявилась здесь независимость от авторитетов и традиций? Мы с Вами говорили, что философия физиса противопоставляет уже существующим в мифологии представлениям некую новую позицию человеческого разума, новое отношение к божеству, миру.

А теперь, самостоятельно выделим ещё одну особенность рассуждения первых древнегреческих философов. Они ищут и находят самое общее, самое главное, то, что есть основание единства мира. Это общее представлено в первоначале архе. То есть можно сказать, что грек-философ ищет общее в рождении (гибели) планет и живых организмов, включая самого человека, то есть принципиально не различает живое и неживое, простое и сложное. Подобные представления в настоящее время развиваются одним из наиболее современных направлений системных исследований, называемым синергетикой. Но об этом мы будем говорить несколько позже. Сейчас наша с Вами задача – сформулировать ещё одну важнейшую специфическую черту философствования: предмет рассуждения здесь берется в его всеобщности, тотальности. То есть можно сказать, что философия нацеливает на выявление наиболее общих закономерностей функционирования разных уровней бытия.

Прежде чем переходить к следующему критерию специфичности философского мировоззрения, рассмотрим некоторые астрономические представления Фалеса. К примеру, он считал, что Земля по форме уподобляется куску деревянного цилиндра, который плавает в океане. Скажите, можно было тогда подтвердить этот вывод или опровергнуть? Что для этого нужно было сделать? Вспомните, эмпирически ясные доказательства шарообразности Земли люди получили только тогда, когда смогли совершить кругосветное путешествие или когда совершили первый полет в космос, но никак не раньше. Во времена же древних мудрецов это было невозможно. Не было и не могло быть тогда эмпирически достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе в те времена можно было рассуждать только абстрактно – фантазировать. Знаете, какие доказательства приводились в пользу шарообразности Земли? Главным образом, эстетические. Круглое тело считалось пластичным, красивым. Поэтому нашей Земле по законам гармонии и совершенства лучше всего быть шаром. Фалес предлагал «образ фантазии», на который надо было осмелиться: он выдвигал некоторую парадоксальную, необычную идею. Это был полет мысли, выход за пределы непосредственного, практически данного, созерцаемого.

Итак, на этом примере мы убеждаемся в том, что философское мышление действительно свободно от всякой предвзятости, независимо от авторитетов и традиций.

Но вернемся к выделенной выше еще одной специфической черте философствования (вспомните, мы с Вами говорили об исследовании предмета в его всеобщности, тотальности; о невозможности предоставления эмпирически ясных доказательств чего – либо во времена древнегреческих мудрецов, что обязывало развивать систему других, внеэмпирических – умозрительных – доказательств). Эту специфическую черту можно сформулировать следующим образом: философия идет по пути абстрактных обобщающих построений, опирающихся на умозрительные доказательства.

Неслучайно почти все древнегреческие философы на протяжении целых столетий были математиками. А лозунг – символ, который, по преданию, был объявлен главным принципом Академии Платона, звучал, как известно, так: «Негеометр да не войдет». Т.е. каждый философ по определению должен был быть математиком.

Теоретический дух, движимый любовью к чистому познанию, был тот самый дух, который создавал и подпитывал философию. Ее цель, по мнению Аристотеля, состоит в чистом созерцании истины. «Люди, - писал Аристотель, - философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы». «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной», ибо истина созерцания несет огромную моральную энергию, дает колоссальный жизненный и творческий импульс. Вот оно, основание любви к мудрости, вдохновения ею.

Красота идеи обладает не меньшей притягательной силой и очаровывает философа не в меньшей мере, чем красота живых форм природы. Она вызывает шок, удивление, восторг. Неслучайно Платон и Аристотель считали, что «начало философствования в удивлении», ибо удивление перед лицом бытия вещей и собственного бытия (включая бытие мысли) вызывает непреодолимую потребность у философа прояснить это удивление мыслью.

Но вернемся к философии физиса и посмотрим, как формируются ранние философские концепции «первоначала», а на их примере попытаемся понять, как «плетется ткань» философствования. Может, мы с Вами тоже можем «научиться» философскому мышлению?

Итак, как рассуждал Фалес, создавая свою концепцию первоначала? Аристотель, излагая мнения философов о Фалесе, пишет: «Фалес Милетский утверждал, что начало сущих вещей – вода…Все из воды и в воду все разлагается». Заключает он об этом, во-первых, из того, что начало (архе) всех животных – сперма, а она влажная; так и все вещи, вероятно, берут свое начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. Отсюда видно, что Фалес ищет и находит, по его мнению, то общее, что объединяет три разных уровня бытия – животный мир, растения, небесные тела – звезды. Т.е. это то, о чем мы уже говорили, выделяя одну из специфических черт философствования – предмет исследуется в его всеобщности, тотальности. Причем, обратите внимание, что обобщение делается на базе трех составляющих – сперма, влага и водные испарения.