Свобода, по И.Канту, выводится не из эмпирических устремлений человека, а из трансцендентных оснований его бытия. Как эмпирическое существо, причастное к миру явлений и подчиняющееся законам природной необходимости, человек более склонен к достижению счастья, но как существо моральное, как вещь в себе он обладает свободой.
Для И.Канта допущение верховного интеллектуального основания, соединяющего в себе природу и свободу и тем самым обеспечивающего единство теоретического и практического, всеобщего и особенного познания природы, есть, в конечном счете, вера как «моральный образ мышления разума при принятии им за истину того, что недоступно теоретическому познанию»; она есть «упование на осуществление намерения, содействовать которому есть долг, но возможность претворения которого в действительность нам усмотреть не дано». Веру в Бога философ рассматривает как условие для реализации возможности высшей моральной конечной цели. Только моральная телеология может дать понятие о единственном творце мира, пригодное для теологии. «Именно таким образом теология ведет также непосредственно к религии, т.е. к познанию наших обязанностей как божественных заповедей, ибо только познание нашего долга и конечной цели в нем, назначенной нам разумом, могло создать определенное понятие о Боге, которое, следовательно, уже с самого начала неотделимо от обязательности по отношению к этой сущности...». При этом немецкий мыслитель интерпретирует религию как разумную веру, а подлинную нравственность полагает независимой ни от веры в Бога, ни от самого Бога. Таким образом, практическая философия выступает ядром философской антропологии кенигсбергского мыслителя. Именно в сфере практического разума человек как личность и как родовое существо реализует свое предназначение, стремясь осуществить заложенный в нем в виде морального закона нравственный идеал. Этот идеал, по мнению И.Канта, полностью недостижим в действительности, точно так же идеи свободы, равенства, справедливости оказываются лишь требованиями разума в смысле чистых постулатов. «В этом отличие И.Канта от просветителей, поскольку он осознает невозможность осуществления идеала в современной ему действительности, хотя ищет причину этого не в самой действительности, а в несовершенстве человеческой природы».
II. Нравственное воспитание человека как средство реализации антропологического подхода
II.1 Гипотетические императивы
И. Кант различает гипотетические императивы, которые говорят, что действие хорошо для возможного или действительного намерения, и категорический, «который представляет действие как [необходимое] само по себе, без отношения к иной цели, как объективно необходимое».
Философ объясняет категорический императив, высший нравственный закон, в трех его формулировках. Первая звучит следующим образом: «Поступай только по такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом». Другими словами, если мы будем совершать поступки, имея перед своим внутренним взором идею всеобщности и ориентируясь на осуществление блага всех разумных существ, тогда и только тогда мы будем поступать нравственно, согласно нашему внутреннему долгу. И. Кант поясняет всеобщность категорического императива во второй версии его первой формулировки: «Поступай так, как если бы максима твоего поведения по твоей воле должна была стать всеобщим законом природы».
Вторая формулировка высшего нравственного закона гласит: «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели». Тут ученый подчеркивает идею безусловной самоценности человеческой личности: каждый человек - это целый уникальный мир, который имеет высший смысл в самом себе и который недопустимо приносить в жертву чему-то, идущему вразрез с его предназначением. Вместе с тем, каждый из нас выступает выразителем идеи человечества, и поэтому третья, самая важная, формулировка категорического императива рассматривает волю каждого разумного существа как всеобщую законодательную волю. И. Кант видит свое открытие в указании на то, что человек не только привязан долгом к нравственному закону, но подчинен исключительно своему собственному и одновременно всеобщему законодательству.
Фундаментальное значение в построении кантовской «метафизики нравственности» как учения об априорных основаниях последней имело понятие «добрая воля». Добрая воля составляет непременное условие того, чтобы человек был достоин быть счастливым.
Как практическая способность, т.е., как способность, которая должна иметь влияние на волю, человеку дан разум. Его истинное назначение должно состоять в порождении воли как не средства для какой-нибудь другой цели, а доброй воли самой по себе. Добрую волю философ понимает как стержень нравственности. Суть ее состоит в том, что она всецело и исключительно определяется моральным законом (категорическим императивом), с которым оказывается почти тождественной. Другой причиной, определяющей добрую волю, является практическое осознание того, что существуют свобода воли, бессмертие души и божественный нравственный мировой порядок, способствовать осуществлению которых есть бесконечная задача нравственного разума.
В один ряд с понятиями доброй воли и морального закона И. Кант ставит также понятие «долг», отмечая, что оно содержит в себе понятие доброй воли, показывая его в еще более ярком свете. Веление долга представляется ему во всем его значении как требующее безусловного повиновения, самодовлеющее и не нуждающееся ни в каком постороннем влиянии.
Долгом И. Кант называет и практический поступок, совершаемый согласно моральному закону, и ограничение воли, принуждение, но принуждение одним только разумом и его объективным законом. Сознание долга представляет собой свойство человеческого разума и должно культивироваться. Итак, дикий зверь в человеке должен быть укрощен, и только тогда ему откроется сфера нравственности - интеллигибельный мир.
Принципиальная новизна этико-нормативной программы И. Канта состоит именно в том, что вместо сопоставления разных эмпирических мотивов поведения, попытки найти среди них те, которые обладают нравственным качеством или более предпочтительны с точки зрения морали, она ориентирует на долг как единственный моральный мотив, который обнаруживает себя независимо от всех прочих мотивов, располагается поверх их и даже действует вопреки им. Основную нравственную проблему, которая стоит перед человеком, философ видит в том, как сохранить чистоту морального мотива и не позволить склонностям занимать то место, которое законно принадлежит долгу.
Важно отметить, что все философско-педагогические положения И. Канта тесно связаны с идеей безусловной самоценности человеческой личности. Понятие личности совпадает у философа с понятием нравственного субъекта. Он приходит к выводу о том, что «человек по природе есть существо вовсе не моральное; он лишь становится таковым, когда его разум поднимается до понятий обязанности и закона». Важно то, чтобы человек пришел к признанию категорического императива, как бы раскрыл его в себе.
Основной педагогической идеей И. Канта, выявляемой в его философских произведениях, является положение о том, что «в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Единственное педагогическое сочинение философа, трактат «О педагогике», было издано в 1803 г., еще при жизни философа. Данный трактат не является всего лишь собранием замечаний о сущности и воспитании человека, но он не представляет собой и цельного произведения. Можно предположить, что это были заметки И. Канта, послужившие ключевыми мыслями для его лекций, которые он читал студентам в зимнем семестре 1776/77 учебного года. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении этот трактат играет большую роль в понимании философско-педагогических взглядов И. Канта, которые могут быть приведены в стройную систему. Данная работа тесно взаимосвязана и взаимообусловлена с его «Критикой чистого разума» (1781), «Основоположениями к метафизике нравов» (1785), «Идеей всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Критикой практического разума» (1788), «Антропологией с прагматической точки зрения» (1798) и написанными позднее «Религией в пределах только разума» (1793) и «Метафизикой нравов» (1797). Вопрос о назначении педагогики, ее распределении и основных понятиях, как их рассматривал И. Кант, может быть разъяснен далее только в связи с этими сочинениями.
А. Нитхаммер, рассматривал трактат И. Канта «О педагогике» как подготовительную школу для нравственного преображения, осуществить которое исключительно во власти самого индивида, и определяем его центральную тему как «чувственную подготовку к нравственности».
«Воспитывать, - по И. Канту, - значит воспитывать личность, ... существо, которое свободно действует, может оберегать себя и стать членом общества, которое имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах».
II.2 Педагогический метод И. Канта
Педагогический метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы достичь определенной педагогической цели.[23]
Структура любого педагогического метода включает в себя 4 состовляющие:
· педагогические средства;
· формы взаимодействия (индивидуальная, групповая, массовая);
· позиция субъектов, степень активности;
· педагогические приемы;
Средства в педагогике — это предметы, действия, явления в природе и в обществе, в мышлении человека, это весь реальный мир как обстоятельство для формирующейся личности, во всех его проявлениях в целом и частном, входящие в ее окружение реально и мыслимо сначала в абстрактном представлении педагога, учителя, а затем в педагогическом процессе, соотносимые им с педагогической целью.[24]