Прагматическая теория: истина - это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.С. Пир)
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые интуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Свойство истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.
57. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке
В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека - космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии - проблема человека, как самоценного существа и через призму этого - понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
Сложились две концепции о природе человека:
социологизаторские - распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
биологизаторские - общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
58. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности
Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.
59. Проблема типологии исторического процесса
В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего, как в прошлое, так и в будущее.
В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.
60. Основные группы глобальных проблем современности
Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные - существующие в пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны с перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса в ходе как мирного развития так и в результате глобального военного конфликта. Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.
1. Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращению числа одних видов, росту численности - других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?
2. Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в том, приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?
3. Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы - приведет ли рост использования сырья (как органического, так и минерального) к его исчерпанию?
4. Проблема энергетического кризиса - не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?
5. Проблема экологического кризиса - может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?