1. Предмет и структура философского знания. Специфика философии как науки
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако, не является научным знанием в чистом виде.
2. Уровни мировоззрения
1) убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта, на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире.
2) очевидную информацию, подтвержденную опытом других людей.
3) Теории. Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней.
3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
4. Философские концепции бытия: монизм, дуализм, плюрализм
Мони́зм - философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Дуализм - философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность. В философии сознания дуализм - это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух - нематериальный ресурс) и материя (физическое тело - материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции.
Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).
5. Социально-исторические типы мировоззрения. Философия как разновидность мировоззрения
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание.
Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский.
Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.
Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом - просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия.
6. Основные методы философии
Основными методами философии являются:
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически. Метод единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
7. Функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
8. Мифология как способ понимания мира. От мифологии к философии
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой - эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой - на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть, - которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.
9. Основные принципы философского мышления в Древней Индии
Главная цель индийской философии - достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке
Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения живых существ.
10. Философские аспекты буддизма
Теория взаимообусловленного существования. Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие).
Карма - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
Теория не существования души - одно из основных положений буддийской философии, состоящий в отрицании абсолютного непреходящего я и высшего я, или Атмана.
11. Характерные черты философии Древнего Китая
Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: восприятие своей страны как центра существующего мира, понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов, восприятие человека, природы и космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен, не выделение отдельной человеческой личности из коллектива, осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии, приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены), отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством; восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию; понимание жизни, прежде всего, как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей - действительности); восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов.