Москва, 2007 год.
План
Сознание – это одно из свойств материи, состоящее в способности отражать окружающий мир; это одна из важнейших характеристик человека и социума. Философию интересуют, прежде всего, следующие вопросы:
- взаимосвязь сознания и органа (мозга)
- отношения сознания и материи
- отношения сознания и окружающего мира.
Анализируя проблему сознания, имеет смыл рассмотреть ее историю. Как говорил А.И. Герцен, «чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь – вспомнить, как человечество дошло до него». Проблема сознания всегда интересовала философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью позволяют выяснить природу человеческого сознания.
Сознание – привилегия человека. В древности сознание воспринимали как бестелесную душу, управляющую всеми поступками и действиями людей. В Древней Индии более пяти тысяч лет назад возникло учение Аюрведы, рассматривающее природу человеческого сознания (Аюрведы: айю – жизнь, веда – знание, наука). Древнеиндийские мыслители создали целую систему сознательного, волевого управления организмом. Это учение заложено в специальную программу. Вокруг сущности сознания и возможности его познания до сих пор ведутся споры. Одни философы признают познаваемость сознания, другие, напротив, категорически отрицают такую возможность.
Для философии нового времени характерен индивидуалистический подход к человеку и его сознанию. Декарт распространяет механистический принцип на объяснение жизни организма, впервые вводит в науку понятие рефлекса. Он отождествлял сознание с мышлением, избегая термина «сознание». Идеалистическая тенденция Декарта получила развитие у Лейбница, который использовал понятие «апперцепции» Локк разделял точку зрения Декарта, согласно которой сознание есть «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».
Рационализм в понимании сознания проявился у французских материалистов восемнадцатого века, которые трактовали сознание как функцию мозга. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах считали, что сознание есть образцы вещей. По их мнению, сознание обусловлено общественной жизнью и зависит от воспитания. Только внешние обстоятельства и воспитание способны лепить из ребёнка гения или идиота. Это связано с дуалистической природой человека. Человек – существо биосоциальное. Человек вышел из природы, но сформировался в социуме. Поэтому в его сознании находят отражение как личностные качества индивида, так и сформировавшиеся под влиянием общества. По выражению Аристотеля, «человек – животное общественное».
И. Кант исходил из принципа отличия сознания и бытия, которые представляют чуждый друг другу мир. По Канту, «Я мыслю», то есть имею сознание, «Я» и есть само сознание. Кант различает разные виды сознания.
Гегель вплотную подошел к социально-исторической природе сознания, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление. В системе Гегеля подлинной реальностью является всеобщее, представленное в виде абсолютной идеи, из которой все развивается. Для него материальный мир есть лишь форма инобытия идеи. У Беркли материальный мир выступает лишь как комплекс ощущений. Тождество бытия и мышления доказывали и некоторые материалисты, полагавшие, что сознание материально, и сама мысль – это материальное явление.
Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в мозгу человека, как функцию особым образом организованной материи. Одни философские системы разделяли мнение религии, считая, что в организме человека есть особая сила – душа, которая является носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. Сознание не сводится к пассивно-созерцательному отражению мира, а опирается на социально-историческую сущность человека, на общественную практику. Изменяя внешнюю природу, общественные отношения, человек постепенно изменяет и собственную природу, своё сознание.
Сознание – продукт, свойство природы. Предметы внешнего мира, отражающиеся в сознании, и физиологические процессы в мозгу, производящие отражение, материальны. Но природа сознания чрезвычайно сложна и многообразна, и в нем нельзя однозначно выделить одну сторону, будь то материальная или идеальная.
Философы, стоящие на позиции диалектического материализма, полагают, что материя обладает определенным свойством, родственным ощущению, - свойством отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи познавать окружающий мир, то есть такое свойство, которое существует на всех уровнях структурной организации материи. Но из-за того, что это разные уровни, общее свойство отражения на каждом из них проявляется по-разному.
Сознание – высшая форма целенаправленного психического отражения действительности человеком. Понятие психика является более широким, чем сознание. Оно включает в себя все сознательные и бессознательные структуры и состояния личности. Психика в той или иной мере присутствует у всех животных, а тогда как сознание характеризует именно человека, да и то не во всех его состояниях. Например, сознание не наблюдается у новорожденных, у отдельных категорий душевно больных.
Как любая сложная система, сознание состоит из взаимосвязанных сфер. В сознании выделяют интеллектуальную, эмоциональную и мотивационно-волевую сферы. Такой подход к строению сознания вполне оправдан и логически, и с точки зрения конкретной практики. Способ, каким существует сознание, и каким предмет существует для сознания – это знание. Вне знания, вне предметного отношения человека к окружающему миру и самому себе, нет сознания. Содержанием сознания является система исторически сложившихся и постоянно расширяющихся знаний. Стимулом нашего осознания действительности выступают социально обусловленные потребности и интересы людей, их стремление к самоутверждению во внешнем и внутреннем мире.
Гносеологически сознание и знание составляют единство. Но это единство нельзя понимать как абсолютное тождество. Сознание по своему содержанию шире, чем знание. Знание – удостоверенное практикой отражение действительности, тогда как сознание не обязательно предполагает достоверное отражение. Догадки, вымыслы могут и не быть знанием в собственном смысле этого слова, но их принадлежность к сознанию несомненна. Человек может осознавать, например, что он нездоров, но не знать источника и причин своего недомогания.
Всякий акт мышления есть одновременно и акт сознания. Но это ещё не обязательно знание. Результатом же познания является постижение истины, ориентированное на достижение общественно значимого смысла. Эффективность сознательной деятельности зависит от многих факторов – от знаний и опята человека, его умственных способностей, от степени совершенства форм регуляции жизненных функций организма, осуществляемых мозгом, от оптимальности и гармоничности взаимодействия всех структур нервной системы, и других факторов. Умный и мудрый человек – это хорошо мыслящий человек, обладающий высоким уровнем организации психической деятельности. Мера мудрости – не в многознании. Многознание, как говорили ещё древние, уму не научает.
Познание мира, человеческие искания истины не лишены эмоционального отклика. Напротив, любое познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции, как субъективные реакции человека на воздействие тех или иных внешних раздражителей, проявляются в виде удовольствия или неудовольствия, страха, радости и т.д.
Сопровождая почти любые проявления жизнедеятельности человека, эмоции отражают в форме переживания, душевного волнения, значимость явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат, таким образом, одним из основных факторов внутренней жизни людей, их поведения. Сильные эмоциональные переживания серьёзно влияют на состояние организма в целом. Например, в испуге человек иногда совершает непредсказуемые действия, в гневе – не контролирует поведение, ревность порою ослабляет рассудок. В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются так называемые аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные напряжения (отчаянье, ужас).
Высшей формой эмоционального отношения человека к действительности являются чувства. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность явлений и побуждающих к решению частных задач, чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Они направлены, прежде всего, на высшие социальные потребности и выражают отношение человека к общественным явлениям, другим людям, самому себе. В процессе становления и развития личности чувства организуются в определенную иерархическую систему, где одни из них приобретают ведущее положение, другие – остаются нереализуемыми. Чувства, получившие исключительную силу, доминирующие в психике, называют страстями.
Сознательная деятельность человека носит мотивационный характер. Она обосновывается в своем воплощении в жизнь. Побуждая людей к деятельности в соответствии с их потребностями и интересами, мотивы не всегда имеют достаточную практическую основу своего существования, а то и просто нереализуемы. Но они постоянно стимулируют жизнь человека, его активность. В связи с этим приобретает большое значение воля. Для субъекта воли главным принципом деятельности является не «я хочу», а «я должен» и «надо». Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, и, представляя собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, определяет активный характер действий личности вопреки внешним и внутренним препятствиям.