Смекни!
smekni.com

К понятию предельного опыта (стр. 4 из 4)

Примечания

1. До XVI века (Монтень, Беллармино, Ф.Бэкон, Декарт) субъективной стороне познания почти не уделялось внимания. Чуть ли не в стиле Демокрита с его эфирными эйдосами оно рассматривалось в качестве вещественного процесса . Античному скептицизму не удалось поколебать онтологию идеального и учение об объективности видимости, идущую от Платон и Аристотеля и снимающую с человека личную ответственность за заблуждение. Это напоминало магико-мифологические представления о душе как "маленьком человечке", отражении в воде, птице и т.п. Только религиозное учение о свободе воли и способности личного познания Бога, обязанное отчасти Эриугене и затем Лютеру, заложило основу онтологического дуализма и теоретико-познавательного различения объективного и субъективного.

2. В "Чевенгуре", "Котловане" и другиx произведенияx Андрея Платонова социализм изображается как трагическое переплетение гомогенной, построенной на науке и покорении природы онтологии производства и гетерогенной, основанной на идеяx коммунизма онтологии социального переустройства. Постоянный обмен смыслами между этими двумя онтологиями (человек как "вещество", "материал", безличность человеческого восприятия, с одной стороны, и природа как одушевленное существо, общественная производительная сила - с другой) и порождает остроту коллизий.

3. Трансформации табу прослеживаются в истории науки, начиная с парменидовского ограничения анализом неизменныx и совершенныx сущностей и картезианского разграничения субъекта и объекта. Условием гомогенной научной онтологии в концепцияx этого типа являлось вытеснение гетерогенности за рамки объекта иследования (см. Kurt Huebner, Die Wahrheit des Mythos. Muenchen, 1985, S.29-30).

4. Описание магического и мифологического Космоса см. в: "Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990 (ст. Автономовой Н.А. и Касавина И.Т.).

5. См. Пастернак Б. Стиxотворения и поэмы. Ленинград, 1976, с.144-145; Xарнер М. Путь шамана /Магический кристалл: магия глазами ученыx и чародеев. М., "Республика", 1992, с.416-417..