Ориентированность воспитания на структурно-генетическую модель ценностного мира человека позволяет организовать воспитание с учетом национальных, религиозных и др. традиций того социума, в котором ребенок воспитывается. Знания об общественных ценностях встраиваются в систему целей воспитания, инвариантную структуру которой задает структурно-генетическая модель ценностного мира человека, но при этом выдерживается общая направленность воспитания на воспитания стремления человека к установлению отношения любви, на отношение согласия на основе диалога с другими людьми.
Как элемент личностного опыта ценностный мир человека развивается в процессе его социо-культурного развития. Это значит, что качества личностных ценностей на каждом общем этапе развития личностного опыта человека должны определяться качествами его личностной культуры, возникновение которой характеризует основные этапы этого процесса.
Личностный опыт – это процесс и результат проживания человеком усваеваемой и осваиваемой общественной культуры. Проживание сопровождается переживаниями в процессе и результате которых устанавливается личностное отношение человека «Я – Мир». Освоенная общественная культура становиться личностно отнесенной, то есть личностной, субъектной, индивидуальной и обогащается за счет создания человеком на её основе новых форм отношений, которые также входят с содержание личностного опыта. Конечный результат развития личностного опыта человека как целостности описывается через общую образовательную цель.
Личностный опыт, обладающий качествами, которые возникают как результаты промежуточных и конечного этапов социально-культурного развития человека, обозначается через категорию «личностная культура».Личностная культура – это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений. Основные этапы развития личностного опыта представлены различными типами личностной культуры: 1) базис личностной культуры, 2) общая личностная культура, 3) личностная культура индивидуального уровня, 4) универсальная личностная культура.
Базис личностной культуры – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью в ближайшем окружении (самим собой, с другими людьми, с природой, и с рукотворным миром), опираясь на представления.
Общая личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на систему понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком.
Личностная культура индивидуального уровня – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на уникальную систему понятий и категорий, сложившуюся в сознании индивида.
Универсальная личностная культура – это личностный опыт, позволяющий человеку принимать самостоятельные решения при построении отношений с действительностью, опираясь на гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.
Таким образом, воспитание определенных личностных ценностей, как стремления детей к чему-либо, переживаемому ими как значимое само по себе, должно сопровождаться их обучением, обеспечивающим развитие у детей способности к адекватной реализации собственных ценностей. Такая способность детей и проявляется как их личностная культура.
Обязательным условием правильного развития ценностного мира человека выступает ориентация социокультурных воспитательных воздействий не только на этап ближайшего развития ценностного мира человека, но и на результат, возникающий на последнем этапе этого процесса. (правильным можно назвать такое развитие, которое содержит в самом себе возможность достижения конечного этапа этого процесса).
Развитие ценностного мира человека характеризуется сначала возникновением ценностей индивидуально-полезного, а затем ценностей социально-значимого уровня общих представлений и т.п.. Вместе с этим общая направленность развития ценностного мира человека задается возможностью возникновения ценности родового значимого, которая обеспечивает преодоление ценностной состязательности между людьми – обязательного условия их мирного сосуществования. Поэтому, создание социально-культурных условий развития ценностного мира человека должно базироваться на знаниях о всех этапах этого процесса.
Ценностная состязательность рассматривается как противоречивость, порождаемая действиями субъектов (как индивидов, так и социальных общностей), направленными на то, чтобы превзойти друг друга с целью доказательства преимущества своей системы ценностей. Она является одной из форм поддержания значимости ценностей индивидов и социальных общностей, возникающей на каждом этапе развития ценностного мира человека.
Тема 4.2 Характеристика основных типов систем ценностей
Ценности индивидуально-полезного – это ценности, фиксирующие стремление человека к зафиксированным на уровне конкретных представлений формам отношений, которые определяются им посредством эмоциональной оценки как полезные для удовлетворения потребностей витального уровня. Возникают на основе освоения человеком действий с орудиями и предметности мира, представленной материальными предметами и их свойствами, обнаруживаемыми посредством предметно-чувственного восприятия. Ценности индивидуально-полезного – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека к формам отношений, обеспечивающих оптимальный способ удовлетворения его потребностей на витальном уровне, в переживании которых еще не вплетается осознание человеком себя как части социума. Несмотря на то, что предметом стремлений в ценностях индивидуально-полезного выступает конкретная форма отношений человека с действительностью, сознанием в первую очередь выделяется материальный объект этого отношения. Ценности этого типа возникают у детей, примерно до трех лет.
Становление системы ценностей индивидуально полезного заканчивается выделением ребенком основной предметной характеристики его ценностей – значимого взрослого, того, кто проявляет себя как источник всего полезного. Акцентирование внимания на значимом взрослом как основной характеристики тех отношений, к которым стремится ребенок, приводит к концентрированию его внимания на поведении этого взрослого и демонстрируемых им способах деятельности. В итоге это приводит к возникновению у ребенка ценностей нового типа - ценностей социально-значимого.
Ценности социально-значимого – это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений, признаваемых необходимыми и достаточными (оптимальными) теми индивидами и социальными группами, которые воспринимаются этим человеком как значимые. Возникают в результате освоения человеком способов построения отношений с действительностью, в основе которых лежит использование общих представлений, сформированных в его опыте, или понятий, трактовки которых выработаны другими людьми.
Ценности социально-значимого возникают у индивида в результате преимущественного воздействия на него тех людей, которых он воспринимает как значимые. Общий этап развития ценностного мира человека, на котором возникают системы ценностей социально-значимого, представлен несколькими промежуточными этапам. На каждом из них у индивида возникают системы ценностей социально-значимого, характеризующиеся следующими ценностными ориентациями: 1) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, характерных для значимых взрослых (3 года); 2) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений с действительностью, одобряемых значимыми взрослыми (с 4 лет до подросткового возраста); 3) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимой группой сверстников (с подросткового возраста); 4) ценностной ориентацией на воспроизводство форм отношений, одобряемых значимыми людьми. На первых трех промежуточных этапах становления ценностей социально-значимого основанием выделения значимых для индивида людей являются межличностные отношения, а на четвертом этапе – деловые отношения, т.е. связанные с освоением, с осуществлением какого-либо вида деятельности, с успехом в ней.
Увлеченность человека каким-то делом, возникающая на основе ценностей социально-значимого, позволяет ему осознать и оценить свои возможности. На этой базе и возникают ценности личностно-значимого.
Ценности личностно-значимого – это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им необходимыми и достаточными (оптимальными) по отношению к личностной трактовке тех понятий и категорий, посредством которых он обозначает действительность. Если человека, вышедший на этот уровень развития своего ценностного мира, продолжает повышать уровень своей личностной культуры, стремясь выйти на общий уровень мировой культуры, происходит возникновение ценности родового значимого.
Ценность родового значимого – предельно универсальная ценность, фиксирующая стремление человека к гармоничной форме культурно-опосредованного отношения (отношения любви как такового или отношения в котором любовь к себе гармонично сочетается с любовью к другому), создающей возможность полной актуализации открытости человека миру и его устойчивого идеализированного выхода за рамки ценностной состязательности.