Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы поведения (стр. 11 из 16)


Раздел 5. Строение ценностного мира человека.

Тема 5.1 Взаимосвязь ценностей с видами отношений, переживаемых человеком как особенные

Ценности возникают как стремления человека к оптимальной (а в пределе – гармоничной) форме переживаемых им отношений с действительностью. А так как человеком переживается множество различных видов отношений, то возникает и множество взаимосогласованных ценностей. Взаимосвязанные и взаимообусловленные личностные ценности, одновременно существующие в сознании человека, образуют систему личностных ценностей или ценностный мир человека.

Сколько видов отношений выделяется человеком как особенные, т.е. отличающиеся по каким-то существенным для него признакам, столько возникает и ценностей. Например, для одного человека отношения с другими людьми отличаются от отношений с природой или с культурой. У него возникают ценности, отражающие то, что значимо для него при установлении отношений с другими людьми, кем бы они не были, и то, что значимо при установлении отношений с природой и культурой. Для другого человека особенными являются отношения с различными группами людей: с членами семьи или с коллегами, с людьми своей или другой национальности. Для каждой такой группы у него вырабатывается своя ценность, своя ценностная ориентация. Ценность возникает как стремление человека в оптимальной форме организации его отношений с действительностью. Оптимальность, т.е. необходимость и достаточность такой формы, определяется качествами основных элементов культурно-опосредованного отношения, переживаемого человеком:

1) качествами субъекта, среди которых на первом месте стоят качества, определяемые теми его потребностями, ради удовлетворения которых он и выстраивает свои отношения;

2) качествами объекта отношений;

3) качествами деятельности, посредством которой это отношение устанавливается.

Качества субъекта, воспроизводимые в переживаемом им отношении, определяются различными группами его потребностей или различными сочетаниями этих групп. Качества деятельности - качествами применяемых человеком средств деятельности и способов её организации.

Устойчивые сочетания основных элементов культурно-опосредованного отношения (субъекта, объекта и культурного средства), представленных различными по своей природе объектами или явлениями, создают различные типы отношений человека с действительностью. Переживание человеком этих отношений приводит к возникновению соответствующих групп личностных ценностей, образующих ценностный мир человека.

Тема 5.2 Соотносимость ценностей с потребностями человека

Обусловленность возникновения ценностей потребностями человека отмечается во многих аксиологических теориях.

Многообразие потребностей человека в определенной мере определяет многообразие ценностей, регулирующих все разновидности отношений человека с миром, позволяющие удовлетворить эти потребности, поэтому мы можем говорить о наличии у каждого человека целого комплекса ценностей, соотносимого с потребностями человека. В то же время этот комплекс ценностей не тождествен комплексу потребностей человека, так как некоторые формы отношений, стремление к которым фиксируется ценностями, могут обеспечивать реализацию различных потребностей человека. Таким образом, соотнесение комплекса ценностей с комплексом потребностей человека может быть представлено только через выделение некой инвариантной структуры системы ценностей, отражающей только то, что является общим для всех людей. Потребности же людей весьма разнообразны, а общими для всех могут выступать только базовые потребности человека.

Впервые базовые потребности человека были выделены А. Маслоу, который считал, что «рассматриваемые потребности связаны с основополагающей структурой самого человеческого организма, что сюда включена некая генетическая основа, сколь слаба бы она ни была» (193, с. 31). В числе базовых потребностей человека Маслоу назвал следующие: 1) физические (органические) потребности (голод, жажда, половое влечение и др.); 2) потребности в безопасности (чувствовать себя защищеным, избавиться от страха, неудач, от агрессивности); 3) потребности в принадлежности любви (принадлежать общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым); 4) потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет); 5) познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); 6) эстетические потребности (гармония, порядок, симметрия, красота); 7) потребность в самоактуализации (реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности). Согласно концепции становления потребностей А. Маслоу, возникновение потребностей происходит последовательно, при условии удовлетворения потребностей низшего уровня. Эта позиция была подвергнута критике. В результате исследований, проведенных в рамках теории современного гуманизма, такими учеными как Роджерс, Паттерсон, Муштакас, Экслайн и др. были выявлены и другие базовые потребности человека: потребность во взаимодействии с другими людьми, потребность в автономии, независимости, потребность в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Также было пересмотрено отношение к потребности в самоактуализации. К. Роджерс по этому поводу писал о том, что самоактуализация человека является целью жизни, но не единственным смыслом. Смысл жизни придается другими потребностями, в удовлетворении которых человек стремится самоактуализироваться (267, с. 22).

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

(фон модели означает, что формирование и реализация потребностей осуществляется посредством культуры)

Базовые потребности следует отличать от предметно-определенных, социокультурных потребностей человека. Они рамочно определяют направленность активности человека, обеспечивая выживание его как организма. Предметную определенность каждая базовая потребность человека получает только при развитии этого человека в культурной среде. Эта закономерность отражена на рисунке 1.

Такой подход делает очевидным, что потребность в самоактуализации может выступать целью в жизни постольку, поскольку она выделена в качестве таковой культурой. В то же время, если ее рассматривать основной целью развития человека, то она замыкает человека на самом себе, и на ней все заканчивается. М. Бубер считает, что хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе. Необходимо начинать с себя, с тем, чтобы забыть себя и раствориться в мире; мы понимаем себя, чтобы не быть все время занятыми самим собой (392, с. 429). В. Франкл также полагает, что не следует делать акцент на самоактуализации: «Человек возвращается и занимается собой, только если у него нет смысла жизни. Идеализация самовыражения, если она является целью, делает невозможным существование значимых отношений. Основным в отношениях любви является не свободное самовыражение, а выход за себя и любовь бытия другого» (408, с. 186, 187).

Потребность человека в конструктивной форме взаимодействия с другими людьми, выделенная в рамках теории современного гуманизма, с позиций нашего исследования предстает как потребность человека в гармоничной форме взаимодействия не только с людьми, а со всем миром, включая в него и самого себя. При этом обеспечивается сохранение автономности, независимости человека. Потребность человека в гармоничной форме взаимодействия с действительностью может быть отождествлена с потребностью человека в самоактуализации. Если не произвести такого отождествления, то выделение потребности в самоактуализации как системообразующей приводит к появлению ценностной ориентации либо на беспощадное использование всего существующего для реализации целей человека, либо на выделение (удаление) самого себя из мира. Если же прийти к выводу, что самоактуализация человека заключается в гармоничном взаимодействии человека с любым другим объектом мира при удовлетворении его остальных базовых потребностей (физиологических, в безопасности, общности, уважении, познавательных и эстетических), то мы приходим к пониманию механизма возникновения ценностной ориентации на отношение любви как таковое.

Во втором случае самоактуализация предстает как актуализация открытости человека миру – главного сущностного качества Человека как такового.

Уровневое расположение базовых потребностей человека, соотносимо со слоями бытия вообще и отражает встроенность человека в общую структуру мира. Потребности первого уровня на своем витальном уровне тождественны потребностям высокоорганизованных животных. Потребности второго уровня задают нижнюю рамку социально-культурной формы удовлетворения потребностей, свойственной человеку. Развитая форма удовлетворения потребностей человека соответствует 3 уровню и может быть достигнута только в результате освоения человеком всех уровней культуры по мере осознания человеком своей уникальности и универсальности. Эта форма удовлетворения потребностей предстает как потребность человека в конструктивной форме взаимодействия с миром, которую можно рассматривать и как его потребность в отношении любви как в таковом. Соотнесение Любви как таковой (или отношения любви как такового) с самоактуализацией человека мы можем обнаружить в исследованиях самого А. Маслоу, который пишет о том, что самоактуализация предполагает любовь и «любящее восприятие» (193, с. 25, 56, 92). Говоря о ценностях, он обозначает их через категорию любви, говоря о «любви к красоте», о «любви к хорошим людям» и т.п. (193, с.47).