Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы поведения (стр. 14 из 16)

Построение неоптимальной формы отношений человека с действительностью обусловлено еще и тем, что мотив деятельности определяется не только ценностными основами отношений, но и ситуативными потребностями человека, т.е. такими, которые определяются конкретной ситуацией жизни человека и не соотносятся им со смыслом его жизни. В этом случае к установленному отношению человек относится не как к полной форме реализации ценностей, а только лишь как к одному из средств этой реализации. Например, если ситуация (т.е. его внешние социально-культурные отношения или отношения с природными объектами и явлениями) вынуждает человека делать то, что ему не значимо, то значимым для него становится как можно скорее, или с меньшими затратами пережить нежелательное отношение, сохранив тем самым силы и время для ценностно-значимого. Это и есть ситуативные потребности. К таким потребностям относятся: 1) потребности, определяемые необходимостью поддержания жизни тела; 2) потребность в избавлении от ценностно незначимого.

Способ реализации личностных ценностей в деятельности определяется не только предметными характеристиками этих ценностей, но и теми культурными средствами, которые он использует при воплощении ценностей в реальные отношения. В качестве используемых культурных средств выступают знания человека (т.е. информация о действительности, зафиксированная на уровне представлений, понятий и категорий), его умения (т.е. освоенные им средства и способы деятельности). Таким образом, качества используемых человеком культурных средств также могут выступать как причины неадекватной реализации личностных ценностей в деятельности человека.

Итак, причинами неадекватной реализации личностных ценностей в деятельности выступает следующее:

1) неосознанность человеком личностных ценностей,

2) необходимость делать то, что непосредственно не нужно для реализации ценностей,

3) использование способов деятельности, неадекватных тому, что необходимо для установления ценностно-значимого отношения,

4) нехватка знаний, необходимых для установления ценностно-значимого отношения.

Главной из перечисленных причин является первая – то есть, неосознанность личностных ценностей, так как именно это приводит к неосознанности того, что имеющихся знаний и умений недостаточно для установления желаемого отношения.

Деятельность – это воспроизводство имеющегося личностного опыта: личностных ценностей человека, его знаний о действительности, освоенных им средств и способов деятельности. Причем, реализация личностных ценностей, как правило, требует больших знаний и умений, чем те, которыми обладает человек. То есть, для адекватной реализации личностных ценностей человеку будет недоставать необходимых знаний и необходимых умений.

Вывод: Адекватная реализация ценностей может быть осуществлена только тогда, когда человек осознает личностные ценности и возможности своего личностного опыта в сфере своих знаний и своих умений, поставит себе соответствующие цели (в том числе и по освоению необходимых знаний и умений) и будет их последовательно реализовывать.

Осознание личностных ценностей происходит через организацию ценностной рефлексии.

Тема 6.2 Методы ценностной рефлексии как средство воспитания

В воспитании, ориентированном на развитие ценностного мира человека, ведущую роль играет ценностная рефлексия.

Понятие «рефлексия» (лат. – обращение назад) возникло в философии и означало процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании. Рефлексию также рассматривают как предметно-рефлексивное отношение, т.е. как деятельность, направленную на осуществление самосознание. В соответствии с формами проявления самосознания содержание рефлексивной деятельности составляют действия:

· самопознания,

· самооценки,

· самоидентификации,

· самоопределения.

Ценностная рефлексия – это вид рефлексии, осуществляемой в аксиологическом отношении. Аксиологическое отношение это отношение человека с самим собой, в котором объектом отношения выступают его личностные ценности, а культурным средством – его будущее, образ которого представлен какой-либо системой общезначимых ценностей и воспринимается человеком как эталонный.

Объектом действийпри осуществлении ценностной рефлексииявляется, система личностных ценностей человека-субъекта и все формы проявления этих ценностей, как во внешних, так и во внутренних отношениях субъекта. Как правило, культурным средством в аксиологическом отношении выступают знания об общественных ценностях, а точнее, о тех общезначимых ценностях, которые, по мнению большинства, наиболее адекватно характеризуют желаемое будущее. При осуществлении ценностной рефлексии знания об этих общезначимых ценностях выполняют функцию эталона, по отношению к которому и рассматриваются наличные ценности человека.

Ценностная рефлексия – это, прежде всего, форма оценочного отношения человека к собственным ценностям. В основе его лежит самопознание, а результаты являются основанием самоидентификации - установления тождества с самим собой, и самоопределения – т.е. определение перспектив своего развития.

Способы педагогического взаимодействия, направленные на организацию ценностной рефлексии воспитанников, можно отнести к группе методов воспитания и обозначить как методы ценностной рефлексии.

Функционально-педагогической целью таких методов является организация деятельности воспитанников, направленной на самопознание и самооценку ими своей системы ценностей по отношению к той общественной системе ценностей, которая выражает основные качества желаемого обществом будущего. Посредством методов ценностной рефлексии происходит согласование воспитанниками личностных ценностей с общественными, выступающими целями воспитания. Это обеспечивает осознание воспитанниками ценностной и целевой направленности воспитательного процесса. Таким образом, методы ценностной рефлексии обеспечивают реализацию собственно педагогических целей воспитания.

Организация деятельности ценностной рефлексии воспитанников осуществляется посредством вопросов, обращенных к воспитанникам. Содержание вопросов определяется ценностями, выступающими в качестве целей воспитания, и эталонами оценки при организации ценностной рефлексии.

Ценностную рефлексию можно организовать посредством беседы, опросника или анкеты, Перечисленные общие методы можно отнести к методам воспитания, к методам ценностной рефлексии, если их основу составляет комплекс вопросов, организующих ценностную рефлексию воспитанников.

При установлении отношения ценностной рефлексии используются образы будущего, представленного различными способами. Это позволяет выделить несколько типов ценностной рефлексии. Исследования показали, что будущее, выступающее в качестве эталона в аксиологическом отношении, может быть представлено следующими способами:

1) одной из ценностей, выделяемой из системы ценностей силами каких-то обстоятельств;

2) эталонными системами общественных ценностей, предлагаемыми религией, наукой или философией;

3) структурно-генетической моделью становления ценностного мира человека, выработанной философией и наукой;

4) основными типами систем ценностей, соответствующими основным этапам развития ценностного мира человека;

5) ценностными ориентациями (или жизненными ориентациями), характеризующими основные типы систем ценностей, соответствующие основным этапам развития ценностного мира человека;

6) категориями «не» и «все» в предельно универсальном аксиологическом отношении, выступающими полюсами абстрактной и конкретной значимости ценности родового-значимого;

Первый тип ценностной рефлексии возникает тогда, когда в качестве эталона оценивания системы ценностей выступает одна из ценностей, выделяемая из системы ценностей силами каких-то обстоятельств. В качестве такой ценности может выступать и одна из личностных ценностей человека (внутренняя детерминация отношения), и знания об одной из общественных ценностей (внешняя детерминация отношения). Выбор одной из ценностей в качестве эталона протекает, как правило, неосознанно. Он основан на том, что в конкретных отношениях система ценностей выполняет функцию регулирования отношения (функцию ценностных основ отношения) в определенной форме своего существования, когда системообразующую функцию начинает определять одна из ценностей, выдвинутая в этом отношении на вершину иерархической структуры ценностей. Если обстоятельства жизни человека, его переживания, каким-то образом подтверждают степень универсальности этой ценности, большую, чем у всех других в системе ценностей, то она начинает выступать в качестве эталона оценивания этих всех других ценностей. Так, например, почувствовав в каких-то отношениях силу денег, человек может закрепить свое стремление к их получению как системообразующую ценность, на которую начинает ориентироваться как эталонную для любых отношений. Ценность, используемая в качестве эталона, приобретает устойчивое положение в иерархической системе ценностей и начинает задавать видение этим человеком мира. Он все время убеждается в своей правоте, так как трактует все события мира как реализацию своей ценности. Обнаруживаемые несовпадения, как правило, расцениваются как недостатки того, у кого они обнаружены. Этот тип ценностной рефлексии базируется на неосознанности человеком большей части содержания своего ценностного мира. Знание о существовании такого типа ценностной рефлексии, как одного из нескольких, и об его ограниченных возможностях в видении мира, помогает перейти к выделению другого типа ценностной рефлексии.