Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы поведения (стр. 16 из 16)

Несмотря на выявленные недостатки ценностных ориентаций, характеризующих ценности личностно-значимого, построение аксиологического отношения на их основе на начальном этапе становления этого типа ценностей выполняет позитивную функцию в развитии ценностного мира человека. Но эти же ценностные ориентации способствуют предельному обострению ценностной состязательности между людьми, так как следование им может привести к отношениям между людьми, которые можно обозначить выражением «все против всех».

Универсальную ценность родового значимого характеризует ценностная ориентация на установление гармоничной формы культурно-опосредованного отношения человека с действительностью. Это ориентация на форму отношений, в которой любовь человека к себе гармонично сочетается с его любовью ко всему другому, – другому человеку, культуре, природе, что означает признание равнозначимости, равноценности сторон отношения, в которые человек вступает. В этом отношении без труда можно узнать отношение любви как таковое, которое возникает у человека в результате освоения им культуры и выхода на уровень предметности-4 (А.Б.Невелев) (204), или, другими словами, на нулевую точку (М. Мамардашвили) (184), или на «фокус» как теоретический конструкт, как элемент-регулятор (В.И. Плотников) (249). Ценностная ориентация этого типа образуется направленностью активности человека на возникновение или реализацию ценности родового значимого, которая, являясь ценностным основанием отношения человека с действительностью, обеспечивает концентрацию его внимания на том, чтобы построить свое отношение с кем-либо или с чем-либо в культурной форме, позволяющей снять возможные противоречия. Примеры такого типа ценностной ориентации описаны С. Гессеном.

Ценностную ориентацию на родовое значимое выражает золотое правило нравственности и категорический императив И. Канта.

Шестой тип ценностной рефлексии представлен предельно универсальным аксиологическим отношением, которое устанавливается при возникновении у человека предельно универсальной ценности родового значимого, фиксирующей его стремление в гармоничной форме отношений с действительностью, и постоянно удерживается этой ценностью.

Выход на этот этап развития ценностного мира человека означает уничтожение (деконструкцию) всех прежних ценностей, и возникновение лишь одной ценности – ценности отношения любви как такового, в которомгармонично сочетается любовь человека к себе с любовью к другому (человеку, природе, культуре). Стремление к реализации этой ценности воплощается во всех без исключения отношениях человека с миром и с самим собой. Это делает для человека значимым, а, значит ценным, каждое отношение, в которое он вступает. При этом, ни одно из отношений не может переживаться человеком как более, или менее значимое. То есть, ценность родового значимого выполняет функцию эталона при построении человеком любого отношения с действительностью. Но воплощение этой формы отношений не может быть организовано на основе соотнесения с образом гармоничной формы отношений, так как этот образ представлен в ценности родового значимого предельно абстрактными характеристиками отношений человека с действительностью. Поэтому в качестве эталона выступает отношение категорий «не» и «все», указывающих друг на друга и помогающих человеку удержать сознанием равнозначность сторон отношения при поиске культурно-опосредованной формы их связи. То есть, каждый вариант выстраиваемой человеком формы отношений оценивается через рефлексивные акты, опирающиеся на категории «не» и «все». Человек как бы спрашивает себя: «Все ли я учел? «Ничего ли я не забыл?» и т.п. и обращает свое внимание на свойства и качества относящихся сторон, уточняя средства и способы связи между ними до тех пор, пока не сможет сказать: «Мною учтено и сделано все то, что необходимо всем, я ничего не упустил».

Таким образом, при реализации ценности родового значимого оценивание всех выстраиваемых человеком отношений происходит в рамках предельно универсального аксиологического отношения. Это отношение выстраивается по отношению к образу будущего, соотносимого с Всемирностью, который предстает как значение, складывающееся из отношения категорий «не» и «все», которое устанавливается в структуре ценности родового значимого и характеризует тип человеческого бытия, возникающий при освоении человеком всех предметностей мира, т.е. при выходе на уровень предметности мира-4 (П-4). Это соотношение абстрактного и конкретного полюсов предельно универсальной ценности выступает как элемент-регулятор в предельно универсальном аксиологическом отношении. Оно обеспечивает поддержание такого порядка сублимации универсальной энергии любви, который приводит к возникновению у человека устойчивого стремления к установлению гармоничной формы отношений с действительностью (отношения любви как такового) Поэтому, предельно универсальное аксиологическое отношение может само по себе выступать в качестве ценностнообразующего основания. Это основание образует новый вид ценности, воплощенной не только в мыслительной форме, но и в реальных отношениях человека с миром и с самим собой. Таким образом, предельно универсальное аксиологическое отношение устанавливается по отношению к способам воплощения той единственной ценности, которая выступает единственным эталоном оценивания, а значит, и единственным проектом будущего человека на завершающем этапе развития ценностного мира человека. Такая ценность фиксирует стремление человека к гармоничной форме отношений, характеристики которого задаются персональной идентичностью человека неравенству себе, т.е. его конституциональной нестабильности, обеспечивающей устойчивое воспроизводство человеком своей открытости миру. Аксиологическое отношение, выстраиваемое по отношению к будущему, в котором ценностные ориентации людей начинают совпадать на основе их родовой сущности, является предельно универсальной. Таким образом и происходит преодоление ценностной состязательности между людьми, а также переориентация с жизни во имя ценностей на жизнь во имя смысла.

Предельное аксиологическое отношение предполагает рассмотрение личностных ценностей с точки зрения открытости будущему.

Особенность этого отношения состоит в том, что предметом самосознания являются ценности, представленные мыслительными формами, объективными по своей форме, но субъективными по содержанию. Это их отличает от знаний о мире, которые также фиксируются через мыслительные формы, но являются объективными по содержанию и субъективными по форме своего существования. Субъективность содержания ценностей не позволяет их оценивать по критерию истинности. Исследования В.И. Плотникова говорят о том, что в аксиологическом отношении ценности можно рассматривать только с точки зрения открытости будущему. Открытость будущему рассматривается как удовлетворенность человека возможными жизненными перспективами, раскрывающимися в результате реализации его личностных ценностей.


[1]Общественные ценности – это личностные общезначимые ценности членов социальной общности, выступающие ценностной основой построения общественных отношений. В качестве общественных ценностей чаще всего рассматриваются знания о ценностях, т.е. объективированные ценности.