Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения. То есть генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных (только в раннем возрасте) и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы.
Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века Николай Александрович Бернштейн «начал проводить исследования поведения человека, результаты которых позволили ему создать оригинальную психофизиологическую теорию построения движений. Эта теория является своеобразным антиподом учения о рефлексах Ивана Петровича Павлова. По Бернштейну в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи (в этом случае поведение человека не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование) (5, с. 21). «Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Б., носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Б., непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия» (5, с. 82-83).
Идея Н.А. Ьернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, эмпирически доказавшие неадаптивность поведения человека, также стали подтверждением этой идеи.
Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование. Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное (т.е. до установления взаимодействия) существование в его сознании образа предстоящего действия (модель потребного будущего), который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия. Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведению и деятельности.
Ряд философов, таких как М. Шелер, Н. Гартман, Карл Риккерт, Борис Вышеславцев, Э. Агацци и др., пришли к выводу, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. Агацци (1988г.) определяет поведение человека как ценностно-ориентированное действие (1, с, 152). Таким образом, основой поведения и деятельности человека являются ценности, представляющие собой предмет изучения аксиологии. Это положение позволяет нам рассматривать аксиологические основы поведения и деятельности человека предметом данного учебного курса. Поиск образа потребностного будущего может быть осуществлен при помощи рефлексии, организованной как ряд вопросов и ответов человека, позволяющих ему выявить основную причину какого-либо своего действия. Например: «1. Почему Вы читаете данный текст? 2. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на первый вопрос? 3. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на второй вопрос? 4. и т.п.».
В результате рефлексии каждый человек может выделить в своем сознании образ формы своих отношений с миром, в котором зафиксированы такие качества этих отношений, которые представляются для человека значимыми, необходимыми не в силу каких-то обстоятельств, а сами по себе. То, что представляется для человека и для людей значимым самим по себеи определяет направленность его и их активности философией рассматривается как ценности. Это определение ценностей не включает в себя все их сущностные характеристики.Подробное исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является формой взаимодействиявнешних и внутренних, врожденных (инстинктивных) и приобретенных, природных и социально-культурных факторов, определяющих поведение человека.
Задание для самостоятельной работы: Сделать конспект работы Агацци Э. «Человек как предмет философии».
Тема 1.2 Аксиология и её предмет
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей (Плот, с. 196). Целью нашего учебного курса является усвоение и освоение системы знаний, составляющих содержание аксиологии. Содержание аксиологии – это система знаний о сфере действительности, рассматриваемой как общий для аксиологии предмет познания.
Предметом познания в аксиологии являются ценности (от axio – ценность, logos – слово, учение).
Определение понятия «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии.
Очень трудно определить сферу действительности, обозначаемую понятием «ценность», если вспомнить то, что называется этим словом. Так в качестве ценностей называют следующее:
· категории: Любовь, Истина, Добро, Красота, Мир и т.п.
· качества личности: скромность, ответственность и т.п,
· стили управления или формы правления: авторитаризм, либерализм и т.п.
· качества социальных отношений: равенство женщин и т.п.,
· качества социальных общностей: мощь государства и т.п.
Выявление сферы действительности, изучаемой аксиологией, т.е. предмета аксиологии, возможно только при изучении различных трактовок понятия «ценность». Поэтому ознакомление с каким-либо учением, наукой всегда начинают с ознакомления с её предметом по существующим трактовкам понятия, обозначающего этот предмет. Анализ содержания понятий позволяет установить следующее:
1) что именно обозначается словом «ценность»?
2) каким комплексом качеств характеризуется то, что обозначается словом «ценность»?
3) какие функции выполняет то, что обозначается словом «ценность»?
Функция (лат. functio = отправление, деятельность) – 1) предназначение, роль, задача объекта в определенной системе отношений (напр. ф. мотора, ф. сердца).
Проанализируем несколько определений понятия «ценность».
1) Ценности – это «явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» (В.П. Тугаринов).
2) «Ценность это форма проявления определенного рода отношений между субъектом и объектом».«Ценность – это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциональных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъектные ценности)». О.Г. Дробницкий.
3) «Категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого» В.А. Василенко.
4) «Ценности – это обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении» В. Сараговский.
5) «Ценность есть стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию» М. Рокич.
6) Ценность есть органическое единство существования и смысла, определяющее наше отношение к абсолютной полноте жизни. «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка». «Ценность не дополнение к существованию и не качество, которым она обладает наряду с другими качествами, но органное единство существования и смысла». Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965).
Словом «ценность» обозначается: | Качества того, что обозначается словом «ценность» | Функции того, что обозначается словом «ценность» | |
1 | 2 | 3 | |
1 | явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества | полезно, нужно людям | выступать для людей в качестве цели или идеала, полезной, нужной действительности |
2 | форма проявления отношений между субъектом и объектом | выражающих «положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта» | выступать внутренним для индивида регулятивом его отношений с миром |
выражающих «нормативно- предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания» | выступать внешним (общественным) для индивида регулятивом его отношений с миром | ||
3 | момент значимости одного явления для бытия другого | один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений | выступать мерой зависимости одного явления от другого |
4 | представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения | -обобщенные и устойчивые;-в, которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта | выполняет функцию того, на основе чего принимаются субъектом принимаются решения о его дальнейшем поведении (т.е. функцию регулятива) |
5 | предпочтение личностью или обществом | - определенного образа поведения или конечного состояний; | выступающее как противоположность другому типу поведения и деятельности, а значит выполняющее функцию того, что задает направленность поведения и деятельности, т.е. выступает регулятивом |
6 | единство существование и смысла личности | -органичное; | выступает тем, что «определяет смысл всего мира в целом и каждой личности, и каждого события и каждого поступка» - т.е. выступает всеобщим регулятивом |
Анализ содержания различных трактовок понятия «ценность» показывает, что этим словом обозначаются различные сферы действительности: и явления природы и общества, и отношения между субъектом и объектом и т.п (см. колонку 1), которые характеризуются через различные качества (см. колонку 2).