· отношения человека с миром, переживаемые им как значимые сами по себе и определяющие направленность его активности (личностные ценности);
· отношения между объектами и явлениями, установленные в результате познания человеком мира, характер которых также определяется личностным переживанием этих отношений, выражающимся в их соотнесении с индивидуально значимым для человека (картина мира);
· формы отношений человека с миром, которые он пережил, и может воспроизвести (освоенные способы деятельности).
Выделенные в структуре личностного опыта мыслительные формы, могут быть обозначены по-другому.
Структура личностного опыта:
1) система личностных ценностей (стремления);
2) целостная личностно отнесенная картина мира, складывающаяся в сознании человека (знания);
3) освоенные человеком средства и способы деятельности (умения, навыки) (деятельностная сторона личностного опыта).
Таким образом, обнаруживается, что ценности возникают в результате работы индивидуального духа, но являются элементом личностного опыта человека, т.е. элементом социо-культурной стороны бытия человека. Это значит, что посредством ценностей осуществляется связь между природной и социокультурной сторонами бытия человека.
Ценности - это мыслительные образы, фиксирующие стремления человека к тому, что значимо для него само по себе и что определяет предметную направленность его активности при установлении культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью.
Качества ценностей, описанные через определение этого понятия, отражают условия их возникновения. Во-первых, ценности – это предметно-определенная направленность энергии человека. Как возникает эта направленность энергии, если она не определена генетически (т.е. инстинктами)? Во-вторых, ценности – это стремление к значимому самому по себе. Выделить что-то как значимое человек может в результате оценивания, но как оно осуществляется, если, как отмечают исследователи ценность принципиально отличается от оценки - также результате оценивания? Ответ на первый вопросы позволяют получить исследования роли индивидуального духа в возникновении ценностей, на второй – анализ механизма оценивания, в результате которого возникают ценности.
Тема 3.2 Личностные ценности и роль индивидуального духа в их возникновении
В исследованиях Вильгельма Дильтея (1833-1911, нем. философ, психолог и историк культуры), и Макса Шелера (1874 -1928, нем. философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания), возникновение ценностей, как предметно определенной направленности энергии влечений, связывается с работой индивидуального духа. Индивидуальный дух рассматривается М. Шелером как внутренний энергетический, психический центр организма человека, управляющий и руководящий его влечениями (энергией жизни). Индивидуальный дух, по Шелеру, - это качественно иная форма присущего любому живому организму внутреннего энергетического центра, обеспечивающего целостность жизни живых организмов, которая представляет собой новообразование, возникшее в результате развития мира как целого и присущее только человеку.
Качественное преобразование внутреннего энергетического центра, в индивидуальный дух произошло в результате возникновения и воспроизводства культурно-опосредованной формы отношений, характерной только для человека и представленной следующими компонентами: субъектом, объектом, культурным средством и предметом отношения. Возникновение индивидуального духа привело к возникновению принципиально нового способа связи живого организма с окружающим его миром, делающего человека человеком. Этот способ проявляется как свободное (т.е. не обусловленное физиологически-психической определенностью влечений и чувств как у животного), исходящее от духа торможение и растормаживание первоначально задержанного импульса влечений, которое сопровождается уничтожениемпредметной направленности этих влечений. (316, с.52-55). Эту функцию духа Шелер определяет как управление, которое делает возможным существование человека не привязанным как у животных ни к генетически определенным направленности влечений и форме их удовлетворения, ни к определенной среде обитания. В то же время в результате работы индивидуального духа происходит возникновение предметной определенности стремлений человека, которая проявляется как личностные ценности. Возникновение ценностей М. Шелер связывает с такой функцией индивидуального духа как руководство.Предметная определенность стремлений человека – это определенная направленность этих стремлений, т.е. направленность энергии человека на какой-либо материальный или идеальный предмет.
Уничтожение имеющейся предметной определенности влечений человека и возникновение новой, осуществляемое под влиянием индивидуального духа, привело к возникновению открытости человека миру, признанной М. Шелером, М. Хайдеггером, А. Геленом, А. Портманом, В. Франклом и др. сущностным качеством человека.
Открытость человека миру заключается в следующем:
1) в генетической незаданности программы жизни, которая проявляется в том, что у человека отсутствуют определяемые инстинктами предметы потребностей и способы их удовлетворения;
2) в культурно-опосредованной форме отношений человека с действительностью, которая может быть как угодно изменена, т.к. организуется самим человеком, выступающим как субъект;
3) в том, что границы бытия человека соотносятся им с границами мира, существующего независимо от него. Эта связь фактического бытия человека с целостностью мира осуществляется в дорефлексивном сознании и проявляется как интуиция целостности, интуиция недостающего (Г.В.Ф. Гегель, С. Франк, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.);
4) в стремлении к постоянному преодолению границ своего существования, которое осуществляется через постоянную смену направленности влечений человека, т.е. смену его потребностей, его ценностей. В качестве потребностей человека может выступать любой объект или явление мира. Количество вариантов форм (способов установления) отношений человека с миром, обеспечивающих удовлетворение его потребностей, ограниченно возможностями всех существующих независимо от него объектов и явлений, т.е. практически неограниченно. Развитие человека происходит как актуализация его открытости миру. Об этом говорят исследования М. Шелера, Н. Гартмана, С Франка, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, В.В. Бибихина и др.
Установление новых связей между человеком и миром, представляющих собой форму осуществления открытости человека миру, прежде всего, происходит через личностные ценности, рассматриваемые как структуры индивидуального сознания. Посредством ценностей фиксируется возникающая под влиянием индивидуального духа новая предметная направленность стремлений человека. Возникновение новой предметной направленности влечений человека, т.е. ценностей, происходит в сфере дорефлексивного сознания, т.е. в сфере «еще не осознанного», но которое может быть осознано.
Через возникновение ценности происходит осуществление связи между природной и социокультурной сторонами бытия человека. Природная сторона обеспечивает уничтожение имеющийся предметной определенности стремлений человека, а, значит, приводит к их культурной неоформленности. Социокультурная сторона, представленная личностным опытом человека, определяет предметную определенность этих стремлений. Таким образом, потребности человека - это социокультурные потребности.
Предметная направленность стремлений человека выражает его потребности. При этом качественные характеристики предмета влечений человека определяются содержанием его социокультурного (личностного) опыта. Таким образом, ведущие потребности человека – это социально-культурные потребности, форма существования которых личностные ценности. Ценности, как социально-культурные потребности человека, представляют собой мыслительные образы того, что человек не имеет, но желает, стремится осуществить. Поэтому ценности для человека являются проектом его будущего. Причем, это такой проект, который человек, даже не осознавая его наличия и его содержания, реализует в своем поведении и деятельности. Таким образом, жизнь человека выстраивается как реализация его личностных ценностей. Неосознанность личностных ценностей не позволяет качественно их реализовывать.
Тема 3.3 Онтологическое основание возникновения ценностей
Онтологическим основанием возникновения ценностей являются те родовые, сущностные качества человека, т.е. то, что характеризует всех людей и отличает их от живых организмов другого рода или вида и определяет особенности бытия человека.
Мы выяснили, что формой воспроизводства такого сущностного качества человека как его открытость миру являются личностные ценности. Ценности фиксируют стремления человека к тому, что он еще не может, чем не владеет или не обладает, но воспринимает как должное для себя, как необходимое, как значимое само по себе. Эти характеристики ценностей позволяют рассматривать их как способ соотнесения человеком границ своего фактического существования с границами мира, существующими независимо от него. Посредством ценностей в сознании человека происходит установление новых границ его существования. Реализация ценностей – это осуществление стремлений человека через установление новых связей с миром посредством деятельности человека, а следовательно и деятельное освоение им мира в установленных посредством ценностей границах.