Если ценность рассматривают как нечто объективное, то это значит, что в качестве эталона в действиях человека по оцениванию действительности выступает что-то одинаковое для всех людей.
Основное оценочное действие, являющееся главным условием возникновения ценностей можно характеризовать следующим образом:
1. субъект оценивания – индивид,
2. объект оценивания – переживаемые индивидом его отношения с действительностью в их целостности;
3. культурное средство - эталон оценивания – переживаемая любым индивидом целостность мира (связь целостного человека с миром как целостностью – это связь, характеризующая процесс развития человека) – эта целостность представлена формой установления связей между объектами мира либо гармоничной (оптимальной), либо противоречивой);
Ценность является результатом интеграции оценочных и проектировочных действий. Эта интеграция осуществляется, следующим образом:
1. На первом этапе осуществляется основное оценочное действие (1 вид оценочного действия), в результате которого устанавливается соответствие способа организации переживаемого человеком отношения (объекта оценивания) с одной из двух в единстве представляющих отношения развития основных форм отношений человека с миром, фактически переживаемой им в этот момент (эталоном оценивания): либо с гармоничной формой отношений, характеризующей возникновение единого, либо с формой отношений, характеризующей раздвоение единого, - отношений различия, противоположности или противоречивости.
Если форма переживаемого человеком отношения отличается наличием противоречий, то у человека возникает стремление к созданию образа гармоничной формы такого типа отношений (может быть и наоборот).
2. На базе результатов оценивания (т.е. возникшего стремления к установлению гармоничной формы переживаемого человеком отношения) организуется проектировочная деятельность сознания, которая также сопровождается оценочными действиями (2 вид оценочных действий). В этом случае и объектами и эталонами оценивания поочередно становятся все элементы переживаемого человеком отношения. При этом в процедуру оценивания со стороны субъекта включается все содержание его личностного опыта, которое может быть соотнесено с переживаемым отношением. Целью такого оценивания является согласование качеств всех элементов отношений. В результате этого согласования в сознании человека возникает образ оптимальной формы организации этого отношения, которую человек воспринимает как гармоничную.
3. Проектировочная деятельность также сопровождается оценочными действиями (3 вид оценочных действий), в которых объектом оценивания выступает продукт проектирования – определенный способ организации отношений человека с действительностью, обеспечивающий разрешение или предотвращение возникающих противоречий. Если объект оценивания не совпадает с эталонной гармоничной формой отношений – проектирование продолжается, если совпало, то этот образ и становится конечным продуктом ценностного отношения – вновь возникшей личностной ценностью.
Выявленные характеристики условий возникновения ценностей позволяют дать следующее определение понятию «ценностное отношение»:
Ценностное отношение – это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью. В ценностном отношении происходит согласование информации о чувственно-воспринимаемой человеком действительности (или установление единства чувств), которое осуществляется через взаимное оценивание относящихся сторон переживаемого им отношения. В результате такого оценивания возникает образ оптимальной или гармоничной формы фактически переживаемого человеком культурно-опосредованного отношения, стремление к которому и фиксируется сознанием человека как личностная ценность.
Ценностное отношение устанавливается в сфере дорефлексивного сознания посредством таких актов индивидуального духа как сублимация, трансценденция и интенциональность и осуществляется как внерациональное истолкование действительности, в результате которого выделяется образ того отношения человека с действительностью, которое представляется ему как гармоничное (оптимальное), как необходимое, как значимое.
Раздел 4. Развитие ценностного мира человека
Тема 4.1 Социально-культурное развитие человека и развитие его ценностного мира
Исследование закономерностей возникновения и развития ценностного мира человека, позволили выявить, что развитие ценностного мира человека – этозакономерное, направленное качественное изменение системы личностных ценностей, характеризующееся повышением степени их универсальности как средств разрешения противоречий и степени общезначимости.
Развитие ценностного мира человека осуществляется в процессе развития его личностного опыта, то есть через взаимообусловленность развития его элементов. В качестве элементов личностного опыта выступают: 1) система личностных ценностей, 2) целостная картина мира в сознании человека, 3) деятельная сторона личностного опыта, представленная усвоенными человеком средствами и способами деятельности.
Последовательное освоение человеком основных культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий, приводит к возникновению в его сознании соответствующей картины мира, т.е. мыслительного образа, в котором фиксируются качества и свойства объектов и явлений мира либо на уровне конкретных или общих представлений, либо на уровне понятий, либо категорий. Это и определяет основные этапы развития ценностного мира человека, так как что-либо может быть выделено и пережито человеком как значимое только в рамках той картины мира, которая складывается в его сознании.
Качественные характеристики ценностей, возникающих на каждом этапе развития ценностного мира человека, определяются качествами тех основных культурных средств, которые постоянно используются людьми при установлении их отношений с действительностью. Это позволило выделить основные типы ценностей, последовательно сменяющие друг друга в процессе развития ценностного мира человека: ценности индивидуально-полезного, ценности социально-значимого, ценности личностно-значимого, ценности родового значимого.
Модель содержания личностного опыта на основных этапах его развития
Освоенные средства и способы деятельности | целостная картина мира | система личностных ценностей | |
Основные культурные средства | Основные группы культурных средств | Предметности мира | Личностные ценности |
орудия | материальные | П-1 - мир, представленный материальными предметами, их качествами и свойствами | Ценности индивидуально-полезного |
Общие представления | Нормы поведения и деятельности, описанные на уровне общих представлений (правила), символы | П-2 – мир, представленный нормами поведения и деятельности, описанными на уровне общих представлений, символами | Ценности социально-значимого |
Понятия, категории | Теории, идеи, парадигмы | П-3 – мир, представленный посредством теорий, идей, парадигм | Ценности личностно-значимого |
Категории «Ничто» и «Все» | Комплекс всех культурных средств | П-4 – мир в его целостности (в единстве всех предметностей) | Ценности родового значимого (универсально значимого) |
Направленность развития ценностного мира человека всегда задается общественными ценностями[1], а точнее, знаниями о тех ценностях, которые признаются общезначимыми для какой-либо общности. Знания об общественных ценностях включаются в различную деятельность детей, как и любые другие знания. Люди, общающиеся с детьми, средства массовой информации, воздействующие на них, постоянно сообщают о том, что значимо для других людей в первую очередь для того, чтобы они задумывались: «Почему это значимо для других?», «Может ли быть оно значимым для меня?», «Если нет, то почему? и т.п. В этом заключается воспитывающая функция общества.
Как правило, знания об общественных ценностях – это знания о таких ценностных системах, которые включают только конечный этап становления системы ценностей, представляющийся наилучшим для какой-либо социальной общности. В современном обществе чаще всего детям сообщается о ценностях, характерных для потребительских отношений. Реализация таких ценностей воспитанных в людях, приводит к безграничному обогащению очень маленькой группы людей, получивших доступ к власти, к средствам массовой информации. Ценностная ориентация на потребление материальных благ, на альтернативность, которая выражается в формируемом у людей стремлении быть не таким как все, якобы для подтверждения своей уникальности, приостанавливает развитие ценностного мира человека, т.е. держит его в рамках очень узкой сферы культурных возможностей, незаметно лишает его человеческой свободы.
Стихийно складывающимся воспитательным воздействиям можно противопоставить только целенаправленное, т.е. педагогическое воспитательное воздействие. Оптимальным вариантом является система воспитания, в которой общая направленность развития ценностного мира человека задается структурно-генетической моделью ценностного мира человека. Эта модель отражает основные качества систем ценностей, возникающие на основных общих для всех людей этапах развития личностной системы ценностей, то есть представленной последовательно возникающими, взаимосвязанными и взаимосогласованными основными типами систем ценностей.