Юлий Анатольевич Шрейдер (1927-1998) – математик, кибернетик, философ, автор большого количества книг и статей по философии. Его работы стали классическими в российской философской литературе. В 1969 г. в журнале «Новый мир» была опубликована статья «Наука – источник знаний и суеверий», состоящая из 4 глав.
В первой главе статьи рассматривается вопрос о месте научного знания в жизни нашего общества. Если совершить экскурс в историю человеческой цивилизации, то можно заметить определяющую роль науки. Начиная с древних цивилизаций Востока, Египта, Месопотамии, Вавилона, Китая человек сделал первые твёрдые шаги на пути к овладению и осмыслению окружающего мира и осознанию своего места в нем. Наряду с формированием в центрах древней культуры первых религиозно-философских течений начинают свое развитие научные знания. Так в Древнем Китае был изобретен компас, прототип сейсмографа небесный глобус. Китайские ученые уточнили значение числа Пи. Изобретение бумаги и туши создали условия для начала книгопечатания.
Шумерская культура была колыбелью культуры всего человечества. Именно шумеры изобрели колесо, гончарный круг, первыми научились выплавлять бронзу и изготавливать цветное стекло. Шумерские астрологи установили, что год состоит из 365 дней и поделили его на 12 месяцев. Эти факты свидетельствуют о том, что наука в любой известной нам культуре влияла на прогресс общества и развитие производительных сил.
В современном мире роль науки невозможно переоценить. Она стала основой нашего мировосприятия, фундаментом наших представлений об окружающем мире. Сегодня научные знания проникают во все сферы жизнедеятельности общества и во все области культуры. Люди с уважением и доверием относятся к науке, верят в надёжность научных сведений, в то время как специалисты в той или иной области могут критически относиться к теориям и гипотезам.
Наука и искусство – неотъемлемые части нашей жизни. Если наука направлена на объяснение разных явлений жизни, решение жизненно важных проблем существования, то искусство обращено к эмоциональному миру человека. Искусство хотя и не дает никакого дополнительного знания по отношению к научному, зато приносит эстетическое наслаждение, формирует культуру общества. Сегодня развиваются точные научные методы изучения выразительных средств искусства, например, компьютерные аранжировки и моделирование музыкальных произведений.
Современный человек верит в общезначимость научного знания. И вместе с тем необходимо признать, что искусство тоже дает определенные знания о мире.
В современном мире для науки практически нет запретных областей. Некоторые ученые не разделяют эту точку зрения с этических позиций. Вместе с тем наше воображение поражают разнообразные научные открытия, которые еще недавно казались фантастикой. Создаётся уверенность во всемогуществе науки. Велико желание людей расширить сферу научного познания, получить все знания о мире с научной ясностью и достоверностью. Веря в научный прогресс и безграничную мощь науки, мы стремимся в наших суждениях о разных сферах жизни и жанрах (видах) искусства опираться на научные методы.
Необходимо ясно понимать природу научных истин и научных доказательств. Точные и естественные науки характеризуются конкретностью результатов, которые справедливы при строго определенных условиях. При их нарушении доказанное теряет силу.
Содержательными являются лишь те научные факты, которые дают возможность экстраполяции – перенесение добытых данных на общую ситуацию.
Автор статьи утверждает, что наука не может жить без философии, так как необходимо философское осмысление конкретных научных фактов. В наше время научное знание о мире занимает важнейшее место в системе знаний, которой располагает человечество. Вопрос о достоверности научного знания важен и для самих ученых и для общества.
Неверное решение проблем научной истинности влечёт за собой многочисленные суеверия, то есть ложные верования. Эти суеверия связаны с переносом научно смоделированных фактов на реальную действительность. Так П. А. Флоренский в работе «Мнимости в геометрии» сравнивает изучаемую действительность со стихотворением, а модель с переводом этого стихотворения на другой язык.
Суеверия возникают при нарушении закона соразмерности: точность доказательств должна соответствовать точности утверждения.
Люди верят в способность науки решить все проблемы: научные, технические, социальные. Сегодня общество не удивляют научные сенсации, а удивляет невозможность решения ряда проблем. До сих пор не решена проблема лечения рака и СПИДа. Не найден способ управлять термоядерной реакцией. Даже сегодня аварийный реактор Чернобыльской АЭС, находящийся под саркофагом, представляет большую опасность.
Своего рода суеверием является уверенность в непреложности научных истин.
В нашем обществе бытует мнение о существовании внеземных цивилизаций; многие считают, что это доказано наукой. Эту идею еще в 16 веке высказал Джордано Бруно.
Но никаких доказательств существования космических цивилизаций не было ни у Джордано Бруно, нет их и у современной науки. Эта тема часто освещается в произведениях писателей-фантастов. Хотя известно, что фантастика часто воплощается в жизнь. Пример тому – гиперболоид инженера Гарина, который предвосхитил создание лазерного луча.
Развитие электронно-вычислительной техники сделало возможным ее применение в творческих областях. Сегодня машина может играть в шахматы, переводить тексты, составлять графики и расписания, даже сочиняет музыку. Машина имитирует умственную деятельность. В нашем обществе распространено мнение, что наука может создавать мыслящих роботов, а человек – не более чем сложный автомат. Может в будущем это станет возможным, но сегодня важную роль в управлении техникой играет человеческий фактор. Человек ведь отличается от машины наличием эмоционального мира, духовностью. Часто там, где не справляются машины, люди творят чудеса. Известен факт, что при ликвидации последствий Чернобыльской аварии самые сложные роботы выходили из строя, а люди самоотверженно делали свою работу.
Автор статьи поднимает вопрос о всеведении науки на современном этапе ее развития на примере явления телепатии, телекинеза, и тому подобное. Эту область явлений целиком нельзя отнести к суевериям. Современная физика не знает материальной субстанции, которая может переносить телепатическую информацию, но это не означает, что такая субстанция не будет открыта в будущем.
В научной среде возникли суеверия, связанные со спиритическими явлениями при изучении свойств эфира и электромагнитных излучений, исследовании подсознания.
Научные мифы могут иметь тяжелые социальные последствия. Например, философская концепция фатализма Лапласа приводит к мнению о невозможности человека нести ответственность за свои поступки когда все развитие мира предопределено состоянием мира в данный момент.
Инструментом научного познания мира является модель, которую можно совершенствовать, менять.
Для просвещения, которое популяризирует научные истины, очень нужна философия. Она позволяет верно оценить значение науки в познании мира, помогает отличать научные факты от суеверий.
Во второй главе статьи автор освещает проблему истинности и содержательности научных утверждений. В математике и логике при установлении научной истины используют два вида утверждений: аксиомы и теоремы. В естественных науках велика роль научной гипотезы – предположения. Проверка истинности теоремы состоит в ее доказательстве. Аксиомы принимаются без доказательств. Вместо вопроса об истинности аксиом возникает вопрос о непротиворечивости данной системы аксиом, возможности принятия ее основной теории. Открытие Лобачевского в области геометрии помогло понять ему, что аксиомы не нуждаются в проверке истинности.
С математической точки зрения геометрия Эвклида и геометрия Лобачевского одинаково истинны. Но возникает законный вопрос: какая геометрия справедлива для реального мира? Геометрия как математическая теория и геометрические свойства мира – это разные категории, которые связаны с физическими гипотезами.
Следовательно, существует три вида научных утверждений. Это аксиомы, истинность которых не вызывает вопроса, гипотезы, истинность которых проверяется развитием теории и эксперимента, и теоремы, которые доказываются на основе системы аксиом и гипотез.
Гипотеза признается верной после ее первого экспериментального подтверждения.
В каждой новой теории появляются новые непроверяемые утверждения, что свидетельствует о неисчерпаемости познания мира.
Каждый ученый, работающий в определенной области, может допустить ошибку в логическом выводе или предположении. Это порождает отсутствие уверенности в своей непогрешимости, стремление к проверке выводов любой теории, характерное для научного мышления.
В своей работе ученый опирается на некоторые положения – догматы, которые не имеют доказательств и принимаются на веру. Существуют общепринятые в науке догматы.
1. Таким догматом является объективность существования мира и его закономерностей.
2. Любой ученый признает догмат, который состоит в уверенности, что он добывает объективную истину о мире.
3. Догмат заключается в том, что мир признается логичным, что разнообразные научные сведения о мире могут быть уложены в стройную систему.
Характерная черта научных утверждений – их достоверность, истинность. Но существуют теории, рассматривающие не только истинность или ложность высказываний, но и их смысловую структуру, то есть количество смысловой информации. Содержательность научного факта разумно оценивать количеством информации для нашей системы знаний.
Существует несколько концепций информации, оценивающих содержательность факта. В шэнноновской концепции информация содержательность определяется новизной факта. С точки зрения А. Н. Колмогорова содержательность факта следует оценить трудностью его получения.