Предпосылки кризиса классической науки и революция в естествознании на рубеже XIX – XX вв.
В конце XVIII – начале XIX в. происходят радикальные перемены в естествознании, что приводит к выделению науки из натурфилософии, формированию дисциплинарно организованной науки. Натурфилософские системы природы, созданные до XIX в. И. Кантом, Ф. Шеллингом, Г.В.Ф. Гегелем, в XIX в. не могли уже выполнять функции теоретического анализа и обобщения новых научных данных.
Это было обусловлено, с одной стороны, тем, что натурфилософия давала умозрительную картину мироздания, в формировании которой участвовали этические, эстетические и религиозные взгляды, она часто опиралась на эмоциональные аргументы и фантазии. И, с другой стороны, – тем, что натурфилософия XVII - XIX вв. опиралась на механистическую картину мира, которая отождествлялась с точным естествознанием.
Начался процесс расшатывания механической картины мира, она теряет свой универсальный характер, расщепляясь на ряд частнонаучных картин. В середине ХІХ в. она окончательно утратила статус общенаучной.
В этот период начинает формироваться система прикладных и инженерно-технических наук как посредника между фундаментальными знаниями и производством.
К середине XIX века наука из преимущественно собирающей становится упорядочивающей; происходит расширение сферы экспериментальных исследований, усиливается значение мыслительного эксперимента; усиливается процесс математизации естествознания; в науку проникают идеи развития.
Развитие науки средины XIX в. связано с открытием закона сохранения и превращения энергии (Ф. Майер, Дж. Джоуль, М.Р. Ленц), клеточной теории живого (П.Ф. Горяинов, М. Шлейден, Т. Шванн), эволюционной теории Ч. Дарвина. Эти законы вносили в науку новые идеи и представления.
В конце ХІХ – начале ХХ вв. было сделано ещё несколько открытий: опыты А. Майкельсона поставили под сомнения существование эфира и абсолютного пространства; Г. Герц доказал реальность электромагнитных волн и подтвердил теорию Дж.К. Максвелла; А.С. Беккерель открыл рентгеновские лучи, радиоактивность, а Дж. Томсон – электрон; специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна поставила под сомнение положение об абсолютности пространства, времени и движения.
Новые открытия в науке не укладывались в господствующую механистическую картину мира, свидетельствовали об ее ограниченности. Фундаментальные естественнонаучные представления о материи, пространстве, времени, причинности потребовали серьезного философского анализа. Это привело к осознанию кризиса в естествознании (прежде всего в физике). Он проявлялся и на уровне понятий и принципов, и на уровне философско-методологических оснований, и на мировоззренческом уровне (материализм, идеализм).
Становление неклассической науки.
Осознание кризиса в естествознании приводит к необходимости коренной перестройки оснований науки – перестройки научной картины мира, идеалов и норм познания, философских оснований науки.
Становление новой научной картины мира во многом связано с формированием нового образа детерминизма.
В конце XIX – нач. XX вв. начался переход к новому типу рациональности, в основе которого представление о неразрывности субъекта и объекта исследования, невозможности устранения субъекта из научной картины мира.
Революция в науке на рубеже XIX – XX вв. привела к кардинальному изменению стиля научного мышления. В. Гейзенберг писал, что «сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты, заставляют нас изменить структуру мышления», ввести в науку новую (квантовую) логику, которая представляет собой, более общую логическую схему, чем аристотелевская, и включает последнюю в качестве предельного случая.
Проблемы формирования постнеклассической науки.
Новые качественные трансформации научного знания в 70-е годы XX в. обусловлены:
• изменением объекта исследования современной науки, которым все чаще становятся системы.
На предыдущих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение узкого фрагмента действительности. Специфику современной науки теперь определяют комплексные исследовательские программы и другие формы исследовательской деятельности.
• интенсивным применением научных знаний практически во всех сферах со-
циальной жизни;
• изменением самого характера научной деятельности, которое связано с революцией в средствах сохранения и получения знаний (компьютеризация).
Все это приводит, по мнению ряда исследователей, к рождению постнеклассической науки.
Эти трансформации усиливают те тенденции в методологии научного познания, которые сформировались в процессе становления неклассической науки:
• необходимость преодоления неадекватного и упрощенного представления об объекте познания и о реальности как внешнем по отношению субъекта познания мире;
• снятие противопоставления и отрыва субъекта познания от объекта;
• о редукции как основном методе научного познания.
Критическому пересмотру подвергается представление о научном познании как:
• процессе, который ориентирован на проявление закономерностей общего и универсального порядка, причинных связей и предполагаемых тенденций и игнорирование особого, единичного и случайного;
• ценностно-нейтральном процессе и отсечение от субъекта познания его ценностных ориентаций;
• кумулятивном процессе, в ходе которого происходит нагромождение все новых знаний и все более адекватных теорий, верифицируемых в сопоставлении с эмпирической реальностью.
Среди объектов современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые как компонент включен сам человек.
Научное познание начинает рассматриваться в контексте его социального бытия как особая часть жизни общества, которая детерминируется на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
Проблемы структурной организации бытия в контексте современной науки.
В современной науке утвердилась мысль, что мир – это бесконечное и неисчерпаемое множество системных образований, особая целостность, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними.
Под системно-структурным уровнем организации материи понимают такую совокупность различных видов реальности, в пределах которых они объединяются господствующим типом связей и взаимодействий.
Мир как система включает в себя три глобальных системно-структурных уровня организации: неорганическая природа, органическая природа и социальная природа.
Неорганическая природа.
В неорганической природе выделяют следующие уровни организации бытия: вакуум – субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – атомарный – молекулярный – уровень макроскопических тел – планеты – звездно-планетные комплексы – галактики – метагалактики.
Наиболее фундаментальным уровнем организации физической реальности является вакуум. В вакууме постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых «виртуальных частиц». Некоторые исследователи считают вакуум потенциально самым «богатым» видом бытия.
В философском аспекте современные исследования вакуума активизировали изучение традиций понимания категории «небытие» в древневосточной философии. Древневосточная концепция небытия (ничто) в ряде существенных пунктов напоминает современную научную концепцию вакуума как субстанционально-генетического основания астрономической Вселенной.
Органическая природа.
В органической природе выделяют следующие системно-структурные уровни организации: уровень биомакромолекул (ДНК, РНК, белки) – клеточный – микроорганизменный – органов и тканей – организма в целом – популяционный – биоценозный – биосферный.
К важным свойствам живых систем относятся:
• способность создавать порядок из хаотического теплового движения молекул;
• живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем упорядоченности и асимметрии в пространстве и времени;
• способность к обмену с окружающей средой веществом, энергией и информацией;
• способность к избыточному самовоспроизводству.
Социальная природа.
Социальная действительность включает такие системно-структурные уровни организации: индивид (личность) – семья – коллектив – социальная группа – (класс) – нация – государство – общество в целом.
Между системно-структурными уровнями организации бытия и внутри каждого из уровней существуют отношения субординации: высшая форма возникает на базе низшей в результате появления новых системных свойств. При этом закономерности высших уровней обладают определенной спецификой и несводимы к закономерностям уровней, на базе которых они возникли.
Редукционизм. Эффективность и ограниченность
редукционистских программ в науке
Редукционизм – это методологическая позиция. В классической науке господствовало представление о возможности сведения всего многообразия мира к единому фундаментальному структурному уровню – к элементарным сущностям, описания и объяснения качественной определенности сложных материальных образований как результата различных сочетания этих элементарных сущностей. Такая методологическая позиция получила название редукционизм.
Процесс редукции как методологический прием решения определенной научной проблемы является неотъемлемой частью научного познания, наряду с идеализацией, моделированием.
Но в тех случаях, когда редукция абсолютизируется, когда предполагается, что все многообразие мира можно полностью свести к определенным элементарных уровням, этот прием становится основой механицизма (физикализма, биологизма, социал-дарвинизма).