От познания внешних отдельных сторон предметов человек погружается во внутреннюю, глубинную основу вещей, проявляющуюся через случайные свойства и связи, что отражается в категориях «сущность» и «явление».
Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. Явление - это «вещь в себе», которая предстает познающему субъекту. Сущность - это глубинное течение реки, которое на поверхности обнаруживается в виде волн, бурунов, пены. Итак, сущность является, а явление существенно. Явление правомерно сводимо к простой «видимости».
В диалектико-материалистической философии сущность- философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, его главную, определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного.
Явление:
а) любое формообразование в его целостности;
б) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения;
в) сущность в искаженной форме.
Вместе с тем если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность - субстанциональное ядро самостоятельного сущего.
Явление - преимущественно чувственно воспринимаемая характеристика вещи. Познание сущности достигается через постижение явлений. Далее познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. п.
В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности проявляет себя в познании необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают общую ориентированность познания, отображающего динамику и связи реального мира природы и общества под углом зрения.
Список используемой литературы
1.В.Н.Калмыков «Основы философии». Учебное пособие студентам высших учебных заведений Минск «Вышэйшая школа», 2003г.
2.Е.Е.Несмеянова «Философия». Учебное пособие для студентов ВУЗов Киев «Фита», 1994г.
3.Е.В.Волчок «Философия». Учебное пособие для ВУЗов «Современная школа», 2005
4.Н.И. Жукова «Философия», 1999г.