Смекни!
smekni.com

Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни (стр. 2 из 7)

Еще в годы обучения во Фридриховской коллегии И.Кант выработал для себя несколько правил, позволивших ему на протяжении 80 лет поддерживать жизнь в этом хрупком и немощном теле, Богом созданном не для тяжелого пасторского труда, а для занятий философией. В частности известно, что пробуждался он не позднее 6 часов утра и всегда делал это в своей постели, не менее трех минут усиленно дышал возле открытого окна, а затем садился за работу. Писал он подолгу и с большим упоением, гусиное перо в его руке скрипело так, что можно было заслушаться. Нередко случалось, что его прачка, раз в неделю приходившая к нему на дом за очередной порцией ношеного белья (и с такой же периодичностью приносившая ему свежее), заслышав эту музыку, останавливалась под дверью его кабинета как завороженная, не в силах даже пошевелиться.

Принимал пищу Кант один-единственный раз в сутки, устраивая званые обеды, куда имел возможность быть приглашенным любой, кто хотя бы однажды ему понравился. Иногда бывало, что увидев на улице просто хорошее лицо, Кант сразу же приглашал его на обед.

Никто из гостей не догадывался, что у великого философа весь день маковой росинки не было во рту, и все поражались его по видимости неестественному, а на самом деле вполне оправданному аппетиту.

Коротко говоря, все жизненные правила Иммануила Канта сводились, так или иначе, к двум основным: 1) Никогда не делать того, чего делать не следует; 2) То, что делать надлежит, совершать неуклонно. К примеру, написал ты “Критику чистого разума” – будь добр, пиши “Критику практического разума” и т.д.

Отдельно следует сказать о его личных склонностях и причудах. По свидетельствам современников, Кант очень любил гулять. Будучи ребенком, он без устали мог любоваться через окно городскими видами, втайне мечтая о том, что и ему когда-нибудь посчастливится оставить родные стены и пуститься в нелегкое, полное приключений и опасностей путешествие. И вот, наконец, достигнув совершеннолетия, Кант начинает совершать ежедневные прогулки по Кенигсбергу – конечно, в строго установленное время.

Само собой, нельзя утверждать, что этот удивительный человек отказывал себе в удовольствии погулять на 2-3 минуты дольше обычного, но то, что покидал он свое жилище в один и тот же час, это представляется бесспорным. Доподлинно известно также, что и во время променада Кант не оставлял своей мысли о главном, тем не менее, стараясь не пропустить ни одного приятного лица и уже предвкушая обед.

Иногда на пути величайшего филантропа Германии совершенно случайным образом оказывались женщины так называемого легкого и облегченного поведения, которые, по словам очевидцев, благосклонно ему улыбались, причем К. немедленно отворачивался или делал вид, что записывает что-то в свою тетрадь, с которой он никогда не расставался. Впрочем, возможно, он был настолько занят своими мыслями, что просто не замечал ничего постороннего. Иммануил Кант так никогда и не женился. 12 февраля 1804 года Кант умер в лучах славы. Такова была жизнь этого выдающегося человека, гуманиста и просветителя.[4]

Вехи жизненного пути Канта — это его книги. За 50 лет преподавательской и научной деятельности Кантом было опубликовано несколько десятков работ, в том числе такие всемирно известные, как «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов», «Религия в пределах только разума», «Об изначально злом в человеческой природе» и другие. Эти труды относят к философской классике.[5]Практически в каждом из перечисленных выше трудов он в той или иной степени касается культурологических проблем, однако наиболее полно вопросы теории культуры разработаны в ряде небольших статей и рецензий, написанных Кантом приблизительно в одно и то же время. Это такие работы, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Предполагаемое начало человеческой истории» и рецензия на книгу немецкого философа Иоганна Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества». В них Кант излагает своё представление о философии истории, а, следовательно, о сущности культуры и закономерностях ее развития. Особенно много о культуре и ее природе Кант рассуждает в «Критике способности суждения», которую можно отнести к числу его главных культурологических трудов.

Чтение этой работы, считал Кант, должно предварять чтение двух других его «критик», потому что, только поняв, что такое добро и красота, можно надеяться на постижение истины. Если суммировать высказывания Канта о культуре, то перед нами возникнет учение Канта о моральной ценности культуры.


Глава. 2.Телеология Канта. Кант о месте человека в мире

Иммануил Кант к проблеме культуры подходит при исследовании вопроса о том, существует ли целесообразность в природе, имеет ли она свою конечную цель. Отвечая на него, Кант, по сути, создает свою телеологию, с помощью которой он не отыскивает Бога в природе и не открывает законов, описывающих ее развитие. Главное, что волнует Канта, - это место человека в мире. «Если мы обозрим всю природу, мы не найдем в ней как в природе никакого существа, которое могло бы притязать на преимущество быть конечной целью творения…».[6]

Согласно воззрениям Канта, этой конечной целью не может быть и никакое животное, ибо животный и растительный мир существует для людей, которые различными способами используют то, что дарит им природа. «Здесь, на земле человек — последняя цель творения».[7]У человека, считает Кант, может быть множество целей, которые могут сменять друг друга в процессе онто- и филогенеза. Но у него обязательно должна быть и конечная цель, придающая смысл его бытию. Такой конечной целью, с точки зрения Канта, является культура. «Только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода».[8]Впоследствии данная идея будет воспринята, в частности, украинским философом Н.А. Бердяевым, который провозгласит, что не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. «Высшие цели жизни не экономические, не социальные, а духовные».[9]Культура трактуется Кантом как особое смысловое измерение человеческой деятельности, как конечная цель, на достижение которой должны быть направлены усилия как всего человечества, так и отдельного индивида.

Таким образом, культурология Иммануила Канта органично вырастает из его телеологии. В этом ее особенность, отличающая её от других культурологических теорий.

2.1 «Культура умения» и «культура воспитания» Канта

Кант считает, что культура существует в виде «культуры умения» и «культуры воспитания». Если первая из них позволяет достигать цели, то вторая дает возможность выбирать их. Она позволяет человеку избежать «деспотизма вожделений», освобождает его от прикованности к вещам, дает возможность понять, в чем истинный, а не ложный смысл его бытия.

«Не каждая культура достаточна для обретения последней цели природы. Культура умения, конечно, есть главное субъективное условие для того, чтобы быть способным содействовать достижению целей вообще. Но её все же недостаточно…»[10]

«Культура умения», по Канту, формируется в процессе исторической практики. Непременным условием ее возникновения является наличие неравенства между индивидами. Только тогда, когда подобное неравенство существует, у большинства людей, склонных удовлетворять свои потребности без особой выдумки и искусства, просыпается желание стать более совершенными, ибо, видя, как живут другие, они стремятся жить так же. Но наличие неравенства вообще, а тем более неравенства, при котором верхи живут в роскоши, а низы прозябают в нищете, считает Кант, очень опасно. Здесь коренится источник всяческих катаклизмов и потрясений, а посему любая социальная система должна стремиться к тому, чтобы минимизировать негативные последствия имущественной дифференциации.[11]

Наиболее совершенным с этой точки зрения является гражданское общество, где действует закон и где существуют наилучшие условия для развития природных задатков каждого человека. Но возникновение гражданского общества возможно только тогда, когда складывается система государств, строящих отношения между собой на основе норм международного права, взявших на себя обязательства разрешать все возникающие противоречия исключительно мирным путем. Если создание подобного союза невозможно, то альтернативой является война всех против всех, ибо честолюбие, властолюбие и корыстолюбие тех, кто держит в руках власть, при отсутствии законов неизбежно будет рождать экспансионистские устремления. Впрочем, считает Кант, несмотря на ужасающие бедствия, которыми сопровождается любая война, она может рассматриваться как «еще одна причина к тому, чтобы развивать до высшей степени все таланты, которые служат культуре»[12]Отметим, что этот несколько неожиданный вывод делает человек явно пацифистских убеждений, написавший философский трактат «К вечному миру».