Он советует ту стратегию поведения, при помощи которой можно как получить власть, так и заручиться поддержкой своих подданных. Советует, опираясь на своё понимание человеческой психологии.
Ясно видно, что придерживаясь жестких методов, правя государством твердой рукой, и стараясь «внушать лучше страх, нежели любовь…..», намного больше шансов создать сильное и крепкое государство.
«Государь» не является в полной мере литературным произведением. Как пишет Макиавелли в посвящении: «Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желал, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета».
Он написан простым понятным языком, и отличается от других философских трудов. Там не рассматриваются модели идеального, качественного нового общества, другой организации жизни. Автор далек от суждений и размышлений о причинах существующих общественных структур, исходит из реалий жизни и практической политики того времени. Этот труд – обобщение личного опыта автора, большой, разносторонний совет, или, вернее будет сказать, сборник наставлений, «учебник правителя».
Это одно из главных отличий «Государя» от остальных произведений подобного рода (т.е. трудов о политике и структуре общества). «Государь» -- не утопия, а практическое руководство к действию.
Вторая особенность состоит в том, что в «Государе» обсуждается личность правителя, те качества и черты характера, которыми должен обладать идеальных государь, а не само государство и структура аппарата управления. В те времена подобные идеи были новыми и неожиданными.
«Государь» богат историческими примерами, каждое наставление является результатом анализа поступков великих правителей прошлого или современности, их неудач и успехов, блистательных побед и сокрушительных поражений.
Например, советуя правителю, присоединившему новое владение к своему государству, переселится туда на жительство, чтобы удержать его, автор сообщает: «…именно так поступил с Грецией турецкий султан, который, как бы ни старался, не удержал бы Грецию в своей власти, если бы не перенёс туда свою столицу» («Государь», глава III «О смешанных государствах»). Тут же, добавляя к историческому примеру и объяснение необходимости этого действия: «Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно её пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдёт так далеко, что поздно будет принимать меры» (там же).
Стоит заметить, что Макиавелли сравнивает беспорядки в государстве с болезнью (конкретно: с чахоткой), говоря, что «в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то её легко распознать, а излечить трудно» (там же).
Из чего ясно видно ту тактику, которой придерживается (и советует придерживаться) автор: внимательно следить за событиями, анализировать их, стараясь предугадать, к каким последствия они приведут. После чего, действуя решительно, твёрдо и, самое главное, оперативно, «лечить» государство, пока «болезнь» не запущена.
Ещё одна, наверное, самая примечательная особенность произведения: в нём нет места сентиментальности и нравственности, власть описывается такой, какой её видит автор.
Примечательна также и сама структура произведения.
В начале Макиавелли пишет о том, какие бывают виды государств. Он различает «государства, управляемые единовластно» и республики; единовластно управляемые государства он разделяет на унаследованные и новые, новым, в свою очередь, может быть либо всё государство в целом, либо какая-то его часть. Новые он делит так же на свободные и «те, где подданные привыкли повиноваться государю».
Затем, построив четкую систему, автор рассуждает о том, каким образом сохранить, укрепить или же удержать власть в каждом из перечисленных выше видов государств (главы II – IX), затем он рассуждает о силе государств (глава X), не забывает так же рассмотреть и церковные государства (XI). Затем идёт подробное рассуждение о структуре и видах войск (главы XII – XIV), где автор настоятельно советует обходиться и без помощи наёмных солдат, а так же с осторожностью относиться к войскам союзническим, полагаясь полностью только на свою армию, которая, по мнению Макиавелли, необходима всякому сильному государству. (Эта позиция Макиавелли активно отстаивалась им и на практике, еще до написания «Государя», когда в 1499 году, он убедился в несостоятельности наёмного войска Флореции, после чего предложил создать войско из жителей Флоренции и подвластных ей земель, чем сам и занялся после того, как получил одобрение Флорентийского парламента и был избран секретарём специального совета, в ведении которого находились войсковые дела. Нужно отметить, что сам совет был так же создан не без участия Макиавелли.)
С XV по XIX главу обсуждаются личные качества правителя и их проявления, то, каким государь должен быть на самом деле и каким должен представать в глазах своего народа.
Далее говориться об упрочнении своей власти, о поступках государя, и о его отношениях с приближенными и советниками (главы XX – XXIV).
В XXV главе автор рассуждает о влиянии случайностей и судьбы на события, и о том, насколько может человек противостоять этому влиянию. Эти рассуждения достаточно провокационны для средневековья, когда была сильна власть религии.
Автор признает влияние случайностей на результат действий человека, но, тем не менее, остается при мнении, что многое зависит и от грамотных действий, и от того, насколько эти действия соответствуют обстоятельствам и «совпадают с особенностями времени». Возможность всегда предоставляется судьбой, главное для государя – не упустить эту возможность и правильно ею воспользоваться.
Он сравнивает судьбу с «бурной рекой, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища…», признавая её огромной силой, перед которой люди слабы и беспомощны. Бороться со стихией бесполезно, но «разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?»
Макиавелли заканчивает свою книгу призывом «овладеть Италией и освободить её из рук варваров» (глава XXVI). Это, наверное, единственный эмоциональный момент во всём трактате. Эта глава наполнена красивыми призывами (Так пусть же ваш славный дом примет на себя этот долг…»), патриотическим чувством («Италия же, теряя последние силы, ожидает того, кто исцелит ей раны…»), желанием видеть свою родину сильным и большим государством, воспоминаниями о былом могуществе («вековая отвага итальянского сердца еще жива»). Кажется, что все предыдущее было написано именно ради этой главы, и, что именно она открывает истинную цель написания «Государя»: надежду на следование этому призыву.
государь макиавелли правитель
Макиавелли подробно рассматривает личность государя, качества характера, которыми он должен обладать, те пороки, которые наиболее мешают его власти.
Государь не только должен обладать определёнными качествами, но порой и прикрывать, прятать эти качества от своих подданных, так как дурная слава тоже может пойти во вред правителю.
Однако, прежде всего, государь должен не угождать народу, а заботиться о благополучии государства. (Макиавелли пишет: «И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем не мало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот…», «Государь», глава XV)
Макиавелли выделяет два основных качества, необходимые правителю и говорит об этом в форме аллегории:
« Итак, из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».
Главное же для государя – вовремя сменить тактику, образ действий, согласно изменившейся ситуации. Вовремя проявлять твёрдость, силу и мужество льва или же хитрость и изворотливость лисы, которая вызывает, конечно, гораздо меньше симпатии, но иногда бывает куда более эффективна.
К тому же государь должен обладать такими качествами, как бережливость, решительность, доблесть; должен действовать жестоко, когда это необходимо, но не упорствовать в своей жестокости. Немаловажно так же для правителя умело показывать себя в хорошем свете перед подданными, скрывать «лисью натуру», для чего «… надо быть изрядным обманщиком и лицемером» («Государь», глава XX).
Государю следует проявлять бесстрашие, великодушие, основательность и твёрдость, потому что именно эти качества уважают в правителях (это опять же не значит иметь эти качества, но по возможности демонстрировать их).
Теми качествами, которых стоит избегать, Макиавелли считает легкомыслие, нерешительность, изнеженность и малодушие.
Мнение подданных о государе «должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя» («Государь», глава XIX).
Макиавеллевский государь должен слушать советы и воспринимать их, но «только тогда, когда он того пожелает, а не когда того желают другие» («государь», глава XXIII), причем ему необходимо самому выбирать себе советников, которые дают стоящие советы и «им одним предоставить право высказывать всё, что они думают…» ( там же), для чего государю необходимо обладать мудростью, чтобы отличить хороших советчиков от дурных, а так же иметь возможность принимать решения по своему усмотрению, а не слепо следовать советам приближенных ( «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы, если только такой государь не довериться мудрому советнику, который будет за него принимать все решения. Но, хотя подобное и возможно, ему бы скоро пришел конец, ибо советник сам сделался бы государем»).