Смекни!
smekni.com

“Критика чистого разума” и сфера свободы для веры. К вопросу о восприятии Канта ранним иенским кантианством (стр. 3 из 3)

Наиболее впечатляющий взгляд на раннее восприятие "Критики чистого разума" в Иене дает, пожалуй, объемистая ( насчитывающая не менее 18 печатных страниц) рецензия Шютца26 на относящуюся к весеннему семестру 1785 г. работу Иоганна Шультца "Разъяснения к "Критике чистого разума" господина профессора Канта". Рецензия давно заслуживала бы переиздания с комментарием (и перевода на итальянский язык). В действительности, речь в ней идет, как уже показывает избранное название - "сообщение о кантовой критике разума" - о весьма интересном изложении ее идей, для которого опубликованные в это время "Разъяснения" Шультце представляют лишь повод. Шютц подытожил здесь в ясной и сжатой форме результаты своих многолетних занятий "Критикой чистого разума", книгой, "которая сама в себе полна света"27. "Письма о кантовской философии" Рейнгольда неоднократно упоминаются им28.Шютц заключает это изложение не в духе Гейне, т.е. не кантовской "критикой всей рациональной теологии"29. Эта критика является для него скорее лишь фоном для подробного разъяснения и дальнейшего изложения моральной теологии, которую Кант уже в 1781 г., в "Каноне чистого разума", т.е. во втором главном отделе учения о методе набросал в общих чертах. Шютц пишет вслед за Кантом: "эта моральная теология" - имеется в виду такая теология, которая принимает за исходный пункт личный опыт морально поступающего человека - имеет "своеобразное преимущество перед спекулятивной (теоретической), ибо она неизбежно ведет к понятию единственной, единой, всесовершенной первосущности, на что спекулятивная теология не указывает объективных оснований, не говоря уже о том, что она не может убеждать"30.

Исходным пунктом такого рода "моральной теологии", как интересно отметить, является не фактически несоответствующее отношение между счастьем и моральностью, которое здесь, на земле, должно было бы наблюдаться. К этому пункту ведет лишь окончательное суждение человека, когда он вникает в свое внутреннее, в интеллигибельный характер, в то что он как человек "в себе" разрешил бы. Исходный пункт для Шютца со всей очевидностью составляет разлад между прагматическими указаниями к действию, направленными на счастье, и нравственностью. Таким образом, речь идет именно о том конфликте поступка, который Кант в своих "Лекциях о философской энциклопедии" выразил в легко запоминающейся формуле: "Кто хочет хорошо себя вести, пусть поступает как Сократ, а кто хочет быть счастливым - пусть поступает как Цезарь"31. Этот разлад между "правилами ума" и "нравственным законом" 32 не может возникнуть в мире из ничего. Он - один из основных фактов человеческой жизни, который снова и снова болезненно осознается человеком в его поступках и, в конечном счете, наставляет на путь, который в своих шагах не может быть здесь реконструирован, приводит к мысли, что "необходимая связь надежды стать счастливым с непрерывным стремлением сделать себя достойным счастья может быть лишь надеждой..., если высший разум, предписывающий моральные законы, вместе с тем как причина природы образует ее основу...то есть, если предполагается бытие Бога. Но вместе с тем должно предположить, что нынешний чувственный мир не представляет нам действительного достижения такого согласия, согласия быть достойным счастья и самого счастья, что для нас такой моральный мир есть будущее. Таким образом, Бог и будущая жизнь являются двумя обязательствами, неотделимыми друг от друга предпосылками, которые предлагает нам чистый разум, согласно его принципам"33. На языке диссертации 1770 г. это формулируется так: основу формы "интеллигибельного, т.е. морального мира" 33 составляет не разум человека, а "высший разум", который "вместе с тем как причина", как принцип формы "образует основу природы". Но доступ к mundus intelligibilis и основа его формы открываются теперь человеку не как в 1770 г. посредством реального применения рассудка в теоретическом познании, а в самопостижении опыта морального поступка, выступающего как самостоятельный, невыводимый и несводимый к чему-либо другому источник познания, обладающий собственным рангом35.

"Только сердце вещает об этом"36.

Именно это новое обоснование веры в Бога и бессмертие является для Шютца квинтэссенцией того "нового порядка вещей" (novi rerum ordinis), который инициируется в философии37. Именно здесь, согласно всем предположениям, находится ответ на вопрос, почему Шютц, вопреки многочисленным иным обязательствам по популяризации "Критики чистого разума", этого "ярчайшего глубокомыслия"38, отдался с такой страстью этой задаче.

Список литературы

1. Moses Mendelson. Gesammelte Schriften. Jubiläumsausgabe. Stuttgart-Bad Cannstatt. 1974. Bd.3.2. S.3.

2. Ebd. S. 5.

3. Ebd. S. 3.

4. Ebd.

5. Ludwig Ernst Borowski. Darstellung des Lebens und Charakters Immanuel Kant's. Königsberg, 1804 [Neudruck Brüssel, 1968]. S. 149.

6. Гейне Г. Собр. соч., т.6. С.96. М., 1958

7. Там же. С.97.

8. Там же.

9. Там же. С.108.

10. О Дановиусе см. недавнюю публикацию: Horst Schröpfer. Danovius und Kant, Einige ergänzende Anmerkungen zu dem Brief von Ernst Jakob Danovius an Immanuel Kant vom 12 Januar 1770 // Aufklärung, Interdisziplinäre Halbjahresschrift zur Erforschung des 18 Jahrhunderts und seiner Wirkungsgeschichte. 1992, Bd.7. S.77-83.

11. Цит. по: "Das Kantische Evangelium", Der Frühkantianismus an der Universität Jena von 1785-1800 und seine Vorgeschichte, hrsg. von Norbert Hinske, Erhard Lange und Horst Schröpfer, Stuttgart-Bad Cannstatt. 1993. S. 34.

12. Cр.: Francis Bacon. Advancement of Learning. Book 1. "Это - убедительная истина и вывод из опыта, что малое или поверхностное знание философии может склонить разум человека к атеизму, но последующее, глубокое ее знание приводит разум снова к религии" (The Works of Francis Bacon, 1859, vol.3, p.267). См. также об атеизме: " Это верно, что малозначительная философия склоняет ум человека к атеизму, но углубление в философию приводит умы людей к религии" (Bacon F. Essays or Counsels, Civil and Moral of Francis Bacon. Oxford. 1890. P.111).

13. Цит. по: "Das Kantische Evangelium". Op. cit. S.5.

14. Цитаты из Канта по изданию: Immanuel Kant. Werke in sechs Bänden, Darmstadt. 1983. Пагинация по предыдущим изданиям: А - обозначает первое издание, В - второе.

15. Schillers Werke. Nationalausgabe. Bd. 2. Weimar. 1943. S. S. 379. Об отношении к Канту см. замечания там же: Bd. 2. Teil II A. Weimar, 1991. S. 614 и далее.

16. Ср. : Borowski. Darstellung des Lebens und Characters Immanuel Kant's. Op.cit. S. 95. Friedrich Wilhelm Schubert. Immanuel Kant's Biographie // Immanuel Kant's sämtliche Werke, hrsg. von Rosenkranz K., Schubert F.W. Teil II. Abt.2. Leipzig. 1842. S.210.

17. Кант И. Соч. в шести томах. Т.4(1). М., 1965.С.173, 176, 175.

18. Кант И. Соч. Т.2. М., 1940. С. 406-407.

19. Georg Friedrich Meier. Beiträge zu der Lehre von den Vorurtheilen des menschlichen Geschlechts. Halle. 1766. S. 34. О влиянии этого труда на Канта см. : Hinske N. Georg Friedrich Meier und das Grundvorurteil der Erfahrungserkenntnis, Noch eine unbemerkt gebliebene Quelle der Kantschen Antinomienlehre // Kant und sein Jahrhundert, Gedenkschrift für Giorgio Tonelli, hrsg. von Claudio Cesa und Norbert Hinske, Frankfurt am Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien. 1993. S. 103-121.

20. Op.cit. S. 34.

21. Цит. по: Das Kantische Evangelium, S. 5. См. также выше, прим. 13.

22. Schmid J. W. Christliche Moral wissenschaftlich bearbeitet. 3 Bde., Bd.1, Jena. 1797. S. 264.

23. См.: Kant's gesammelte Schriften, hrsg. von der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften. Bd.10. Berlin, Leipzig. 1922. S.394 (Nr. 233).

24. Кант И. Соч. в шести томах. М., 1966. Т.3. С. 626-627.

25. Ср. письмо Канта Маркусу Херцу (конец 1773 г.): "Однако я питаю надежду, о которой говорю только Вам, ибо меня легко могут обвинить в чрезмерном тщеславии, что тем самым я на долгое время определю развитие философии, придав ей новое направление, которое поставит ее в преимущественное по сравнению с религией и нравственностью положение" (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 534.).

26. Rezension zu [...] Erläuterungen über des Herrn Professor Kant "Kritik der reinen Vernunft von Johann Schulze [...] in Beziehung auf die Critik der reinen Vernunft von Immanuel Kant [...] und die Prolegomena zu einer jeden künftigen Metaphysik die als Wissenschaft wird auftreten können von Immanuel Kant [...] // Allgemeine Literatur-Zeitung, 1785. Bd.3. S.41-44, 53-56, 117 f., 121-124, 125-128.

27. Recension zu[...] Erläuterungen... S.41.

28. Cр. "Das Kantische Evangelium". S. 114.

29. Recension zu[...] Erläuterungen... S.127.

30. Ebenda. S.128.

31. Kant's gesammelte Schriften, hrsg. von der Akademie der Wissenschaften der DDR, Bd.29.2. Berlin.1980. S.43.

32. Rezension zu [...] Erläuterungen... S.127.

33. Ebd. S.128.

34. Ebd. S. 127.

35. Cм. "Reflexions"4349. "Нам не может быть дан иной, чем чувственный мир; следовательно, всякий mundus physicus (материальный) есть чувственный мир; лишь Mundus moralis (формальный) интеллигибелен. Поэтому, так как свобода - единственное, что дано a priori и в этой априорной данности существует: закон свободы образует a priori в мире formam mundi intelligibilis. Это ведет, согласно... основаниям свободы к презумпции интеллигибельного: Бог и будущий мир (сама природа его) соответственно моральным законам будет существовать" (XVII 516).

36. Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd.1. S.379.

37. Rezension zu: [...] Grundlegung... S.23.

38. Rezension zu [...] Erläuterungen... S.128.