Смекни!
smekni.com

Основные направления развития отечественной философии после 1917 года (стр. 1 из 3)

ВВЕДЕНИЕ

История развития философии в России является неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса. Философская мысль в советские годы прошла тернистый путь. В ней отразилось культурно-историческое развитие России. Отечественная философская мысль зародилась позже, чем в соседних странах и испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. С приходом большевистской власти русская философия развивалась главным образом как марксистская, а десталинизация и «хрущевская оттепель» создали новую атмосферу, которая отмечалась оживлением творческой мысли в философии.

Тема «Основные направления развития отечественной философии после 1917 года» актуальна, так как мы можем проследить, как выживала философская мысль в условиях «упакованности» в партийную ленинско-марксистскую оболочку и какой она предстала после освобождения от нее.

Цель данной работы: проследить историческую цепочку развития отечественной философии от Октябрьской революции до нового времени. Для достижения цели необходимо решить задачи: дать изложении основных направлений отечественной философии советского и постсоветского периода, осветить возникновение и развитие философских школ.

В развитии отечественной послереволюционной философии можно выделить ряд периодов, соответствующих определенным этапам развития общества: приход большевистской власти, жесткий диктат Сталина, десталинизация и «оттепель», постсоветский период. Наиболее существенные перемены произошли после осуждения культа Сталина. В результате ослабления идеологического контроля, успехов науки и техники возникли новые тенденции в философских исследованиях, которые часто шли вразрез с официальной доктриной. Сложились новые направления и дисциплины.

Постепенно философы отходили от марксистских канонов, формировались школы в истории философии, гносеологии, логике, философии науки, философской антропологии. Унифицированная версия марксистской философии уступала место нетрадиционным, более гибким подходам.

После распада СССР произошли переоценка ценностей, отказ от «советского марксизма». Вместе с тем позитивные наработки творчески мыслящих философов советского периода способствовали созданию идейных предпосылок для последующего периода российской философской мысли. Потенциал этих наработок сочетается с новым осмыслением истории как русской, так и зарубежной философии, особенно идей, которые созвучны современным потребностям выработки обновленной системы ценностей.


СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ

С приходом власти большевиков поле философской деятельности значительно уменьшилось в размерах. В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране выступали чаще всего под общим наименованием «исторический материализм». Началось идеологическое наступление на немарксистские философские течения, борьба за монополию марксизма. Были закрыты некоторые старые философские общества и журналы. Руководство партии большевиков стремилось пропитать общество духом марксизма. Идеологически неугодные философы того времени, в особенности философы старой школы были высланы из страны. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немало философов погибло в тюрьмах и ссылке. Сторонники марксистского мировоззрения развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, подвергая их критике. Впервые за свою историю марксистское мировоззрение получило государственную поддержку, было объявлено теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

До конца 20-ых годов идейно-философская жизнь сохраняла плюралистический характер. Наряду с научными учреждениями, где функционировали подразделения, занимавшиеся марксистской философией, еще действовали учреждения, где работали преимущественно философы старой формации. Еще выходили труды, далекие от марксизма. В некоторых журналах еще печатались неогегельянец Ильин, ницшеанец Шестов, идеалист Челпанов и другие. В частных издательствах выходили книжки и брошюры философствующих реакционеров. В печати, в высших учебных заведениях кипела острая идеологическая борьба. За рамками доминировавшей официальной философии пробивались тенденции, порожденные противоречивой социально-культурной обстановкой и интенсивным развитием естественных наук и психологии. Именно в 20-30 годы появились новые идеи в русле разработки проблем культурологии, тектологии, герменевтики, ноосферы и другие, получившие свое развитие позже - после 60-х годов.

В 20-х годах развернулась дискуссия по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И.И. Степанов (Скворцов) и A.M. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами», второго - «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». Одна из причин этого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию «управлять» науками, «командовать» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 20-х годов понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 1930-х годах спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: «механистам» - «правый политический уклон», «диалектикам» - «меньшевиствующие идеалисты».

СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА

После установления режима личной власти Сталина, философская жизнь страны протекала в условиях жесткого и жестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиями в отношении философов. Учебники, вышедшие в начале 30-х годов, сформировали специфический образ марксистской философии. Они отстаивали принцип партийности и подчеркивали роль классовой борьбы в истории общества.

Возглавившие управление философской науки, М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Г.Ф. Александров, Е.П. Ситковский, М.М. Розенталь, возвеличивали Сталина как философа под видом укрепления партийной линии. Философию стали практиковать как форму политики.

Возвеличивание особенно усилилось после того, как в 1938 году Сталин написал главу «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)». Эта работа была объявлена «вершиной» марксистской философии. В действительности ей присущи схематизм и упрощенство. В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория – это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности. Метод познания он определял только как законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания устранялся (как некий «пережиток» гегельянства). Из абстрактных философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации.

Большое влияние на идейно-философский климат оказала дискуссия в 1946 году по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». А.А. Жданов назвал всю «домарксистскую» историю «ненаучной» и противопоставил ей «научную» марксистскую философию. Жданов высказал ряд положений о предмете и задачах марксистской философии, которые расходились с господствовавшими взглядами. По его мнению, диалектический материализм явился не наукой наук, а инструментом познания, марксистская философия не должна стоять над другими науками.

В результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики. Усилился процесс дифференциации философского знания, автономизации его отдельных отраслей. Советская философия превращалась в систему философских дисциплин.

ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ

В 1956 году осуждение культа личности Сталина дало возможности для развития философской мысли в стране благодаря ослаблению жестокого идеологического контроля над общественными науками. Появилось поколение новых философов и деятелей культуры, стремившихся преодолеть догматизм и стереотипы. На рубеже 50-х–60-х годов в качестве самостоятельной дисциплины выделилась психология, более автономными становились этика, эстетика, формировались аксиология, социология и другие науки.

На рубеже 50-х–60-х годов центром философских исследований стали проблемы гносеологии, теории и логики познания. Видную роль тут сыграли Э.В. Ильвенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их сторонники. Ильвенков сделал важный вклад в разработку теории материалистической диалектики как логики, а также в создании системы логико-диалектических категорий. Он рассматривал восхождение от абстрактного к конкретному как «универсальный метод мышления в науке вообще». Этой же проблемой начинают заниматься философы старшего поколения М.М. Розенталь, Л.А. Маньковский и другие. Идеи Э.В. Ильенкова в области теории познания повлияли на Г.С. Батищева, который перешел к анализу проблем философской антропологии и создал собственную школу анализа глубинного общения. Также собственные теоретико-познавательные и методологические концепции разрабатывали В.А. Лекторский, Л.К. Науменко, Д.М. Абдильдин, А. Касымжанов и другие.

А.А. Зиновьев в работах, посвящённых логике «Капитала», делал упор на анализ разнообразных логических приёмов. Из школы А.А.Зиновьева вышли исследования методов исторического анализа Б.А. Грушина, а также первые работы М.К. Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и взаимоотношению формы и содержания в теоретическом мышлении. Из этой школы вышел и Г.П. Щедровицкий, который затем основал собственную школу.