Смекни!
smekni.com

Жизнь и философствование Сократа (стр. 8 из 8)

Для христианства в целом характерна тенденция к религиозной героизации Сократа в качестве хотя и языческого, но все же близкого по духу мученика веры. Так Августин Блаженный (354–430 гг.) в сочинении «О граде божием» отмечает близость к христианской философии сократовской мудрости и сократовской тяге к вечной истине.

В центре сократовской морально-философской проблематики оказался И. Кант в своих поисках пути к вечному миру, нуждающемуся в согласии политики с моралью. По существу, идет старый сократовский спор о претензиях философии на политику.

Большой интерес к философии и жизненной судьбе Сократа проявлял Гегель. Сократ, по его оценке, «представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение к самому себе, воплотился в нем в форме философской мысли» (Гегель. Соч., т.Х, с. 34). «Великий человек, – замечает Гегель в связи с виной Сократа, – хочет быть виновным и принимает на себя великую коллизию. Так Христос пожертвовал своей индивидуальностью, но созданное им дело осталось» (Гегель. Соч. Т.Х, с. 86). Гибельный для духа и судеб афинского полиса, сократовский принцип верховенства субъективного внутреннего сознания стал, по характеристике Гегеля, всеобщим принципом всей последующей философии и истории.

Под ощутимым влиянием гегелевской концепции истории философии находится оценка воззрений Сократа, данная Л. Фейербахом. «Сократ, – писал он, – действительно явился тем мыслителем, который в хаотической путанице софистики отделил истинное от неистинного, свет от темноты» (Фейербах Л. История философии, т. 2. М.,: Мысль, 1974, с. 18).

Блестящая характеристика жизни и творчества Сократа содержится в произведениях А.И. Герцена. Сократ, по оценке Герцена, «нанес существующему порядку в Греции тяжелый удар», «он осмелился поставить истину выше Афин, разум – выше узкой национальности» (Герцен А.И. Соч. Т.2., М.: 1955, с. 172, 173).

В иной, чем Гегель, Фейербах и Герцен перспективе и с иных позиций о «неразрешимом конфликте» между Сократом и греческой государственностью писал Фр. Ницше, один из самых ярых антисократиков во всей долгой истории споров о афинском философе. Для иммералистской концепции Ницше сократовская мораль есть воля к отрицанию жизни, воля к смерти. Рационализм Сократа враждебен тому мистико-иррациональному, трагическому началу жизни, которое Ницше отстаивал в противопоставлении рациональному апполоновскому началу.

Все современное ему общество Ницше неприязненно характеризует как «сообщество критических сократовцев», а современную культуру – как сократовскую, или александрийскую. Гитлеровский тоталитаризм, претендовавший на духовное родство с Ницше, развязал трагическую вакханалию инстинктов насилия и разрушения, вражду к разуму, агрессивное отрицание принципа индивидуальной свободы, моральных и культурных ценностей, убедительно показал, что человеку «сократовского типа» пришел конец, что ему нет места в рамках подобного режима.

Иную интерпретацию сократовского дела дает Б. Рассел, разделяющий старое сомнение о подлинности платоновской и ксенофонтовской информации о Сократе. Рассел в этой связи замечает, что если бы он был действительно таким, какой в описании Ксенофонта, его бы никогда не приговорили к смерти.

Таким образом, каждое время, обращаясь к Сократу, по-своему толкуя и споря о нем, по сути дела, занимается не прошлым, а своей современностью, не чем-то себе чуждым, а собственным делом – самоуяснением. И во всякой новой встрече «Сократ оказывается не таинственным, а ясным и светлым, не пророком, а общительным человеком» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 57).

Сократовские беседы, легко преодолев сопротивление вот уже почти трех тысячелетий, продолжают свое старое колдовство. Они увлекают, очаровывают, озадачивают и заставляют задуматься. А без этого нет ни человека, ни философии.

Литература

1. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. М-Л., 1935.

2. Платон. Диалоги. М.: Мир книги, Литература, 2008. – 496 с. – («Великие мыслители»).

3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М., «Мысль», 1976. – 550 с.

4. Гегель. Лекции по истории философии. – Соч., т.Х.М., 1932.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 40.

6. Фейербах Л. История философии, т. 2. М., «Мысль», 1974.

7. Герцен А.И. Соч., т. 2. М., 1932.

8. Рассел Б. История западной философии. М., ил., 1959.

9. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская энциклопедия», 1970. Т. 5., 740 с.

10. Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1999. – 576 с.

11. История философии: учебное пособие (Под общ. ред. Г.К. Овчинникова, Е.В. Шевцова). – М.

12. Философия: учебник для вузов. Под общей ред. доктора фил. наук, проф. В.В. Миронова, Изд-во Норма, Москва, 2009, 912 с.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

14. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Биогр. очерки. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 416 с.

15. Семенов А. Философия: Словарь неофита / Александр Семенов. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 526 с. – (Серия «Александрийская библиотека»).

16. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.

17. В.С. Нерсесянц. Сократ. Изд. «Наука». М, 1977 – 152 с. (Академия наук СССР, серия «Научные биографии»).

18. Андриенко Е.В., Стасенко С.А. История философии. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 192 с.

19. Шестаков В.П. Эстетические категории. – М.: Искусство, 1983. – 358 с.


[1] Гносеология – теория познания

[2] Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и закономерностей.

[3] Иррационализм – учение, которое определяет инстинкт, интуицию, чувство, как решающие источники познания.

[4] Сократ участвовал в Пелопоннесской войне