Есть версия (источник которой, правда, аль-Хатыб аль-Багдади считает ненадежным), что при угрозе аль-Мансура телесным бичеванием измученный старец не выдержал и согласился занять пост судьи. За два дня Абу-Ханифа никем не был востребован в своем новом качестве. А на третий день к нему пришел литейщик меди со своим должником, уклонявшимся от выплаты долга. Абу-Ханифа призвал должника к совести и обязал вернуть соответствующую сумму. Через два дня Абу-Ханифа почувствовал себя плохо, проболел шесть дней и умер в 767 году. (по хиджре 150 гг.)
Однако «многие считают достоверным то, что он умер, будучи в темнице». «Я был в Багдаде, - рассказывал Давуд ибн Рашид, - когда наказывали Имама, чтобы он занял пост судьи. Каждый день его выводили и бичевали десятью плетьми, наложив в итоге на него сто десять плетей. "Прими судейство!" - говорили ему. "Я не пригоден", - отвечал он. Когда же бичевание продолжилось, он тихо взмолился: "Боже! Своим всемогуществом отдали от меня их зло!" И когда он [снова] отказался [стать судьей], ему подбросили яд и умертвили его». «Когда он предстал перед аль-Мансуром, тот попросил для него савика и повелел выпить его. Абу-Ханифа отказался. "Ты непременно выпьешь его!" - воскликнул халиф. Но тот отказался. Его заставили выпить. А затем Абу-Ханифа поспешно встал. "Куда?" - спросил аль-Мансур. "Туда, куда ты послал меня!" - ответил он. Его отвели в темницу. И он умер в темнице». Так «потух свет жителей Куфы, равный которому они не увидят больше никогда!». В Багдаде ожидали столь печальную развязку этой драмы. На следующее утро собралось около пяти тысяч человек, ожидавших известий об Абу-Ханифе. Кто-то сказал: «Вчера я видел то, что видит спящий. Некий человек взобрался на минарет и воззвал: "Люди! Этой ночью умрет один факих, коему суждено попасть в Рай!". Когда мы встретили утро, не умер никто, кроме Абу-Ханифы!». Народ разрыдался, а Мукатиль воскликнул: «Все мы от Бога, к Нему и возвращаемся! Погиб тот, кто дал облегчения для уммы Мухаммада!». Смерть величайшего предстоятеля стала огромным горем для всех мусульман, кому посчастливилось знать его и общаться с ним. Весть о его кончине быстро распространилась по Багдаду. Со слезами на глазах читал свой некролог поэт:
Ушло знание (аль-фикх). Нет теперь у вас знания! Бойтесь Бога!
И идите по его стопам!
Умер ан-Нуман, кто же теперь
Оживит ночь, когда накроет занавес?!
Все улицы Багдада были заполнены похоронной процессией, люди прощались с великим факихом. «В день смерти Абу-Ханифы над ним молились шесть раз из-за большой толкотни». «Мы смогли, - вспомним один из очевидцев, - похоронить его лишь на исходе дня ('аср)», ведь проститься с ученым пришли пятьдесят тысяч человек или даже более, «словно их оповестили о его смерти». И потом еще двадцать дней поток людей шел к могиле Абу-Ханифы, дабы прочитать над ним заупокойную молитву. Среди этих паломников, говорят, был даже халиф аль-Мансур, человек, повинный в смерти ученого. Не желая быть погребенным в земле, незаконно присвоенной халифом, Абу-Хаиифа завещал похоронить себя с восточной стороны кладбища Хайзуран, поскольку его территория была «благой», свободной от захватнических вероломств аль-Мансура. По крайней мере о таком завещании говорили в народе. Прослышав об этом, аль-Мансур воскликнул: «Кто же меня оправдает перед Абу-Хани-фой, живым или мертвым?!». При Сельджукидах над могилой Абу-Ханифы был сооружен мавзолей - большой купол с пристроенным медресе, - который затем был богато украшен османскими правителями, признавшими хана-фитский толк официальной правовой доктриной. «Абу-Ханифа был преемником ушедших, - говорил лучший его ученик Абу-Юсуф, - но для него самого, ей-богу, на всей земле не смог найтись преемник»». «Да пребудет над ним милость Божья! С ним ушло много знания...» «Да напоит его Бог в усыпальнице ливнями [Своей] милости и довольства. И да поселит его в наивысочайшем саду Рая!»
2. Формирование ханафитского мазхаба
2.1 Историография Ханафитского мазхаба
После смерти Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, его талантливые ученики продолжили работу Имама по укреплению мазхаба. Постепенно стали появляться книги, которые впоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама Аъзама, более подробно разъяснили учёным следующих поколений способы иджтихада и оставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламских наук по системе школы великого Имама.
Абу Йусуф (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари) 113-182/731-798
Имам Абу Йусуф, да будет милостив к нему Аллах, - самый известный Факих мазхаба Ханафи, после Имама Аъзама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид. Написал книги по основам Фикха и по собственно Фикху: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Буйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра», Согласно просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, он написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки. В 1980-ом году в Багдаде были издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.
В книге Имама Йусуфа «Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания по фикху, полученные им от Имама Абу Ханифа. В книге «Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн-и Абу Лэйла» Имам собрал проблемные вопросы Фикха, по которым у Имама Абу Ханифа были разногласия с Имамом Ибн-и Абу Лайла. Впоследствии Имам Мухаммад аш-Шайбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил весь материал по тематическим главам. В книге «Китаб-ур-Рэд аля Сийару Аузаи», Абу Йусуф комментировал разногласия по вопросам фикха между Имамом Абу Ханифа и Имамом Аузаи. Имамом Абу Йусуфом написаны также и другие книги: «Китабу Ихтилаф-иль-Эмсар», «Китаб-уль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир». Передатчиками знаний от Имама Абу Йусуфа стали его ученики Имам Мухаммад аш-Шайбани, Абу Йаъла, Муалла бин Мансур ар-Рази, сын Абу Йусуфа Йусуф бин Йакуб и другие учёные мазхаба Ханафи.
Абдуллах Бин Мубарак Аль–Марваз (118-181/736-797)
Известный последователь Табиунов. Ученик Имама Аъзама, Абдуллах бин Мубарак был учёным по фикху и хадисам. Один год он совершал Хадж, один - Джихад и один год занимался торговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды, находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в Мерв. Там, вспомнив о своём долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернуть карандаш.
Он говорил: "Что есть благовоспитанность? Учёные по разному оценивают эту черту людей. А по-моему, - это хорошее знание своих страстей". "Отдать долг в одну лиру гораздо важнее, чем раздать милостыню в тысячу лир". "Смирение, - это когда ты ведёшь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен и уступчив". Он говорил: "Если бы я заглазно кого-либо осуждал, то делал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно им".
Абдуллах бин Мубарак написал много книг. Приводим здесь названия некоторых из них: «Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик» - Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его Сподвижников и Табиунов. «Китаб-уль-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх».
Мухаммад аш–Шайбани 135-189/752-805
(Мухаммад б. Хасан б. Абдуллах б. Тавус б. Хурмуз)
Мухаммад аш-Шайбани, да будет милостив к нему Аллах, был потомком Хурмуза, принявшего Ислам в присутствии Праведного Халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Хурмуз был в своё время султаном Багдада и родственником Имама Аъзама. Второй, после Имама Абу Йусуфа, Имам Мухаммад - выдающийся ученик Имама Абу Ханифа родился в городе Васит в 135-ом году Хиджры. Он - один из крупнейших учёных Ислама, систематизатор и продолжатель школы Имама Абу Ханифа. Муджтахид второго уровня. (После Мутлак Муджтахидов - основателей мазхабов, на следующем уровне в табеле о рангах стоят Муджтахиды мазхабов).
В юношестве учился в Куфе - центре исламских наук того времени. Здесь его учителями были: Суфйан Саури, Абд ар-Рахман аль-Авзаи и другие. С 14-ти лет начал учёбу у Имама Аъзама Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах. После смерти великого Имама, продолжил учёбу у Имама Абу Йусуфа, лучшего ученика Имама Аъзама. Затем, на протяжении 3-х лет, учился хадисам и фикху у Имама Малика бин Анаса, да будет милостив к нему Аллах, и полностью освоил его знаменитую книгу «Муватта». После 3-х летнего обучения, вернулся в Куф. Прожив в Куфе довольно продолжительное время, перехал в Багдад и жил там почти до конца своих дней. Умер в городе Рэй.
Занимаясь систематизацией исламских наук и пропагандой школы Имама Абу Ханифа, М. аш-Шайбани воспитал много замечательных учёных Ислама. Первым среди его учеников был будущий основатель 3-его мазхаба Суннитов Имам аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах. У него также учились: Абу Суфйан Джурджани, Абу Хафс-и Кабир, М. бин Мукатил, Шаддад бин Хаким, Муса бин Насир Рази, Абу Убайд Касым бин Саллам, Исмаил бин Навба, Али бин Муслим Туси и многие другие, ставшие известными учёными. Прозванный вместе с Имамом Абу Йусуфом «Имамейн» - 2 Имама, и «Сахабейн» - 2 соратника, Имам Мухаммад решал сложные религиозные вопросы методом иджтихада Имама Абу Ханифа. Написанные им множество книг, послужили сохранению и распространению мазхаба Ханафи. Сообщается, что им написаны 99 произведений. Группа произведений, состоящих из 6 книг Имама Мухаммада принадлежащих к числу основных книг мазхаба Ханафи, называются "Захиру-р-риваййа" (О явном): «Мабсют», «Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир». Эти 6 книг впервые были собраны под названием "Кафи" другим учёным - Хакимом Шахидом (Мухаммад бин М. бин Ахмад. Стал шахидом в 334/946 г.). Эта работа была прокомментирована Абу Фадлом аль-Марвази (241-334/855-945) в сборнике «Мухтасар-уль-Кафи». Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси (ум. в 483 (490, 500) /1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием «Аль-Мабсют». Есть множество и других комментарий к сборнику "аль-Кафи".