Заключение
Рассматривая учение у трех философов, можно заметить, что все они строят свои теории, обращая внимание на одни и те же аспекты. На основе чего, несмотря на различие их концепций, можно говорить об общности их взглядов. Следовательно, можно сделать вывод о возможности формирования целостного представления о феномене личности на основе метафизики всеединства.
В первую очередь, сама личность рассматривается как идея, некий первопринцип человеческой жизни. Общей является идея духовного содержания личности. То есть, несмотря на многообразие физических проявлений личности, основная ее ценность состоит в духовном совершенствовании. Речь опять идет о внутренней идее личности, которая заложена в нее с рождения и должна быть осуществлена в течение жизни.
Во –вторых, это идея личности как единства духовного и материального, физического бытия.. На основании этого, мы понимаем, что внешнее проявление личности (ее действия, и даже ее внешность) есть результат ее внутренней духовной деятельности. И о чистоте и совершенстве внутренней идеи мы можем судить по ее внешнему проявлению. И даже если человек только пытается казаться положительным, со временем его неистинность проявится именно на основании такого единства, которое теперь можно назвать всеединством.
Идея личности как сознающего бытия, опять же, обращает нас к внутреннему миру. И показывает, что в основе деятельности личности, в основе ее жизни, лежит самосознание, осознание всего бытия. Таким образом, и всю жизнь личность стремиться выстроить в согласии с основами бытия. И сама личность в ее совершенстве, или, как ее называет Карсавин, симфоническая личность, является этим всеохватывающим бытием, которое осознает свои специфические проявления в эмпирическом мире.
Отсюда можно вывести следующую идею личности как исторического бытия, которое стремиться к осуществлению духовной личности. Как было показано, вся история человечества есть история становления и совершенствование данной личности в процессе ее взаимодействия с другими личностями. То есть в каждой конкретной личности в ходе всемирной истории определенным образом проявлялось и все бытие. И в процессе истории личность как бытие совершенствуется и стремиться к осуществлению духовной личности, т.е. своей высшей духовной идеи.
Личность как общественный феномен, или идея личности как общественной жизни предполагает рассмотрение совокупности тех условий, которые повлияли на формирование именно такой личности. То есть сама идея личности включает в себя потенциальные возможности своего бытия и те условия, которые предшествуют осознанию самой личностью ее этических и нравственных ценностей в обществе.
Литература
1. Барухов Б. Л. «Мертвый» рассудок и «живой» разум»/По книге Флоренского «Столп…»//Человек. Культура. История: сборник статей/под редакцией В. Н. Гасилина. Саратов, 1993.- с. 97-105.
2. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Что такое я сам?//Русские философы: Антология Вып.1.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- с.161-174.
3. Голубев А. Н. В. Соловьев о бесконечности личности// О человеческом в человеке. - М.: 1991.-с.327-343.
4. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХVII веков - М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.
5. Дидье Жюлиа Философский словарь: Пер. с франц.-М.: Междунар. Отношения, 2000.-с.216-217.
6. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. - М.: Наука,1995,-191с.
7. Карсавин Л. П. О личности//Религиозно – философские сочинения. - М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.
8. Карсавин Л. П. Философские истории. АО Комплекс С.-Петербург,1993.-351с.
9. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея//Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрис - пресс, 2002.-с.289-352.
10. Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX - начало XX века: Антология. – СП б: Издательство С.- Петербургского Университета, 1993.-с.370-380.
11. Кон И. В. В поисках себя: Личность и ее самопознание. – М.: Политиздат, 1984.-335с.
12. Мазуров Б. Ф. Теодицея в религиозной философии П. А. Флоренского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 1997.-26с.
13. Оноприенко В. И. Флоренские. - М.: Наука, 2000.-349.
14. Петров Ю. В. Антропологический образ философии. – Томск: Изд.- во НТЛ, 1997.-448с.
15. Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. – М.: Университетское, 1991.-с.103-105.
16. Филонова Л. Г. Л. П. Карсавин о бессмертии души// Русские философы: Антология. – М.: Изд.- во «Кн. палата», 1993.-с.2430289.
17. Философия как учение о человеке./Под ред. Профессора Ю. В. Петрова. – Томск: Изд.- во Томского ун – та, 1994.-208с.
18. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. –
19. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. – Томск: Издательство «Водолей», 1999.-160с.
20. Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина//Религиозно – философские сочинения. Т.1.: М, «Рнессанс», 1992.-с.V- LXXII.
21. Хилтухина Е. Г. Восток – Запад, или философия всеединства русских мыслителей/Отв. Ред. Н. В. Абаев. – М.,1997.-128с.
22. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.-с. 181-184.