Томский Государственный Университет
Философский факультет
Реферат
Студентка 4 курса
Группы 1211
Бойко Е.А.
Сухушин Д.В.
Томск 2005
Оглавление
Введение
1. Философский принцип всеединства
2. Теория личности Соловьева
2.1 Идея личности
2.2 Отношение личности человека к божественной личности
2.3 Жизнь личности
3. Теория личности Флоренского
3.1 Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности
4. Теория личности Карсавина
4.1 Симфоническая личность
4.2 Единство личности как определение ее совершенства
Заключение
Литература
Введение
концепция личность соловьев флоренский карсавин
Тема моей работы – Концепция личности в философии В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и Л. П. Карсавина. В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личность человека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучению этого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но в них мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментального определения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основными вопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы о возможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзя сказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, так как только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ о личности.
Проблема заключается в том, что хотя в этих работах большое внимание уделяется социально-философскому пониманию личности и ее внутреннему миру, но в них нет исследования духовной фундаментальной базы феномена личности. Такой базой является метафизика всеединства, где основная установка - определение духовного содержания личности.
Если же мы обратимся к культурной сфере современного нам общества, то увидим проявляющийся кризис нравственных ценностей, ощущение дезориентации в мировоззрении. Исходя из этого, повышается роль философского осмысления происходящего с точки зрения его влияния на жизнь личности, а для этого нужно знать, что вообще понимается под термином «личность». В основу ее положена задача - раскрыть понимание личности с точки зрения метафизики всеединства. В свою очередь, это нужно, чтобы мы могли реконструировать концепцию личности в традиции отечественной философии и определить ее содержание. Одновременно с общим для разных исторических эпох представлением о личности существует и такое ее понимание, которое обусловлено духовными условиями жизни людей в каждой конкретной культуре. Воздействие этих условий формирует конкретную нацию, народ и своеобразные черты личности, характерные для них. Так выявляется различные ориентиры в понимании личности в России и Европе, где своеобразные условия жизни создали предпосылки для понимания личности. Личность как осознание человеком своего самостоятельного существования, которое не слито с обществом, считается, появилось в эпоху Возрождения именно в Западной Европе. Здесь благодаря конкретным социально – политическим и экономическим условиям возникает идея автономии личности. Этому способствовала и философская установка понимания личности как отдельного индивида, я, как носителя личного сознания, а также, появившаяся на этой почве, ветвь христианской религии - протестантизм. Считалось, что требуется трудовое, деловое отношение к миру, а, следовательно, приветствуется предприимчивость. Таким образом, духовная сфера Западной Европы была связана с предпринимательством. Все это способствовало тому, что в культуре Запада оформлялся идеал предприимчивого человека. Жизнь личности в первую очередь ориентирована на материальное благополучие. То есть на Западе личность понимается с точки зрения ее общественных отношений. Для русской же традиции понимания личности, наоборот, характерно внимание не на внешнее бытие, а на внутреннее содержание. То есть в России личность понимается с точки зрения ее духовного содержания. Здесь жизнь человека наделена на ценности блага, красоты, истины. Такое понимание человека идет от другой ветви христианства – православия. И в протестантизме, и в православии речь идет о добре, уме, совести. Но если в первом они произведены волевым усилием человека, и потому в определенной степени обусловлены. То в православии добро, безусловная ценность личного бытия. Необходимость восстановления связи с отечественной философской традицией определяет актуальность данной работы, посвященной исследованию концепции личности у таких авторов, как В. С. Соловьев, П.А. Флоренский и Л.П., Карсавин, работы которых носят нравственно – этический характер и основываются на идее развития творческого личностного начала в человеке, а также считают, что исследование природы личности невозможно вне метафизики всеединства.
Для анализа выбраны работы именно этих философов, так как у них теория личности наиболее развита и отчётливо прослеживается связь с метафизикой всеединства. Так творчество В. Соловьева можно разделить на три периода. В первом философ надеялся, что осуществление мудрости бога в мире может быть достигнуто с помощью христианской теософии, то есть через познание бога и его отношения к миру. Основные сочинения этого периода: «Чтения о Богочеловечестве», «Религиозные основы жизни». Во второй период Соловьев надеялся на преобразование общества посредством теократии, то есть путем создания справедливого государства и общественного порядка, которые осуществляет христианские идеи. Основными работами здесь были: “История и будущность теократии”, “Россия и Вселенская церковь”. В третий период Соловьев занимался теургией, то есть мистическим искусством, создающим новую жизнь, согласно божественной истине. Работами этого периода стали “Оправдание добра” и “Смысл любви”.
В общем, работы Флоренского представляют собой учение о мире и личности, как части этого мира. Называя эту проблему общечеловеческой, Флоренский для ее решения предлагает исходить из двух фундаментальных принципов: во-первых, существование реальности личного человеческого бытия, и, во- вторых, существование реальности вне личности, независимой от ее сознания. Это означает, что личность, созданная богом, в своем феноменальном существовании содержит некий ноуменальный принцип, так что каждая сотворенная часть мира есть нечто большее, чем она дана личности в ее простом восприятии или ощущении. Вся философия Л.П. Карсавина строится на двух взаимосвязанных принципах: триединство и всеединства. Но в отличие от своих предшественников, автор сделал центром метафизики всеединства философскую теорию личности, проблематику которой он раскрывает в учении о символической личности. Мир, по Карсавину, имеет свое личное бытие и осуществляет его в человечестве. Но мир несовершенен, и поэтому он не может быть высшей ”социальной” личностью, он есть личность симфоническая. Философ представлял мир в виде пасхального яйца, которое само состоит из множества включенных друг в друга яиц, что, с его точки зрения, свидетельствует о наличии в мире личного бытия.
Таким образом, тема личности является сквозной и связующей темой в творчестве всех авторов в том смысле, что она прослеживается в каждой их работе, чем соединяет эти произведения.
Цель же данной работы состоит в следующем: рассмотреть учения этих авторов и на основании этого попытаться реконструировать концепцию личности в философии всеединства. Этой целью определяется и метод, который носит сравнительно – аналитический характер.
1. Философский принцип всеединства
Как отмечалось ранее, все три философа являются представителями традиции метафизики всеединства. Соответственно, и личность они понимают на основании этого принципа.
Владимир Соловьев считается основателем метафизики всеединства в русской философии. И особенность его подхода в том, что он использовал этот принцип при построении всех своих теорий – софиологии, гносеологии, онтологии.…Рассмотрим его подробнее. Основная установка здесь – примат целого над частями. Ее не следует понимать как идею Платона, по которой целому приписано особое, отдельное существование в качестве эйдоса или идеи. Здесь целое не может существовать вне и без своих частей, то есть все происходящее включается в определенную целостность, которая объемлет их. Она считается первичной и высшей по отношению ко всем явлениям, а они названы ее «моментами», или «качествованиями». Здесь любое отношение между вещами опосредуется целым и порождается их принадлежностью к этому единству. Отношение такого единства и его моментов становится многоступенчатым, то есть само единство входит в некую совокупность единств, то есть является ее моментом. Таким образом, модель всеединства иерархична: каждое единство актуализирует в себе высшие единства, и само актуализируется в них.
П. Флоренский в своем учении добавляет к принципу всеединства идею конкретности. И само учение философ называет «философским символизмом» или «конкретной метафизикой». Любой акт познания автор трактовал как проявление бесконечного знания в бесконечном мире и как выражение конкретного единства субъекта и объекта знания. Результатом такого первичного единства является более значимое всеединство, которое состоит в том, что каждая ступень знания содержит в себе бесконечное содержание.
Наиболее значимой идеей конкретной метафизики Флоренского считается положение о личности, способной принять божественную энергию, которая более ценная и более высокая, чем энергия тварного бытия.