Смекни!
smekni.com

Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры (стр. 1 из 3)

Трофимова М.К.

Проблема гносиса, центральная в гностицизме, очевидно, соприкасается с темой настоящей конференции, посвященной формам мышления. Поэтому в нашем докладе мы намерены поделиться некоторыми наблюдениями, касающимися гносиса, сделанными при изучении текстов, составленных его приверженцами. Эти тексты сохранились на коптском языке в собрании рукописей из Наг Хаммади, а также в Берлинском папирусе 8502, в Аскевианском и Бруцианском кодексах.

Понятие "гностицизм" принадлежит историографии нового времени. Гностицизм стал проблемой научного исследования в работах Р.Л. Липсиуса "Критика источников Епифания" (1865) и А. фон Гарнака "История догматов" (1886). Они положили начало критическому изучению источников и созданию на этой основе нетрадиционной концепции гностицизма. Стали обсуждаться вопросы о том, какое место в гностицизме занимает философия, какое религия, проходит ли он путь развития от философии к религии или наоборот, какова его суть, в какой мере к его характеристике приложимы понятия "дуализм" и "монизм", в чем видеть его корни, какую роль в его формировании сыграли античное наследие, христианство, религиозная история иудаизма, вавилонская, древнеегипетская, иранская культуры. Из явления, поначалу описываемого в пределах истории раннехристианской церкви ("ересь"), уже у сторонников "школы истории религии" гностицизм превратился в явление, возникшее до и вне христианства, только впоследствии повлиявшее на последнее, и, в свою очередь, что-то воспринявшее от него. Подходы к вопросу о происхождении гностицизма множились, гипотезы сменяли друг друга. При этом снова и снова оказывалось необходимым определять черты самого феномена, контуры которого постоянно менялись с находками новых генетических связей и типологических подобий. Явление оказалось возможным рассматривать с разных точек зрения : историко-религиозной, философской, социологической, семиотической, сравнительной мифологии, психоанализа и т.д. Всё это, как и трудности источниковедческого анализа текстов, сделали проблему гностицизма одной из наиболее сложных, интересных и спорных, но едва ли приблизили ее разработку к завершению.

Различиям в объеме понятия "гностицизм" отвечают разные смыслы, вкладываемые в слово "гностический", начиная с древности вплоть до наших дней. Ведущий французский исследователь М. Тардье, предлагая историю этого слова[1] , указывают на восемь смыслов. Первым по времени он называет эпистемологический смысл, идущий от Платона. Вторым оказывается, по его обозначению, "прямой смысл", относимый им к еретическому гносису или "историческому гностицизму", развившемуся с I по V век на Востоке (Египет, Сирия, Аравия, Месопотамия) и на Западе (Италия, долина Роны) у писателей и в неортодоксальных христианских течениях. Третий смысл ересиологический, четвертый у Климента Александрийского, пятый у Евагрия Понтийского, шестой эсотерический, седьмой синкретический, восьмой психологический (иначе: феноменологический, экзистенциальный).

Разработку проблемы гностицизма заметно стимулировали коптские рукописи, найденные египетскими крестьянами в декабре 1945 г. вблизи Наг Хаммади. Это были тринадцать кодексов, датируемых четвертым веком, содержавших 52 текста (свыше 1100 страниц) разного характера : откровения преимущественно космологического содержания, догматические рассуждения, беседы, молитвы, евангелия, послания, деяния, апокалипсы в собственном смысле слова.

Даже теперь, по прошествии почти полувека со времени находки в Наг Хаммади, трудно вполне оценить значение этого события. Сочинения, обогатившие фонд документов по истории духовной культуры древности, прежде всего гностических учений, еще многие годы будут возбуждать интерес исследователей. Пищу для размышлений найдет в них историк и языковед, литературовед и философ, психолог и этнограф. Сами по себе труды, посвященные рукописям из Наг Хаммади, примечательны не только своей научной ценностью. Они оказались заметными фактами истории культуры нашего времени, чутко отзываясь на его запросы.

50-е годы, на которые пришлись усилия первых зарубежных ученых, взявшихся за эти рукописи, для многих из них были временем тяжелого внутреннего кризиса, рожденного второй мировой войной и ужасами фашизма. Нужно было осмыслить горький жизненный опыт, приобретенный в эти годы, когда люди оказались поставленными в экстремальные условия существования, стали свидетелями больших социальных перемен, утраты многих ценностных ориентиров, потресения привычных нравственных устоев. В найденных рукописях эти ученые были изумлены показавшимся им близким настроением глубокой неудовлетворенности реальной жизнью, ощущением потерянности человека в мире, его одиночества. Многих привлекала установка древних текстов, далекая от теоретической философии нового времени, напоминавшая им экзистенциальные поиски их собственных учителей и современников.

Первым исследователям собрания Наг Хаммади принадлежат взволнованные рассказы-исповеди [2] о том, что значила для них встреча с коптскими рукописями, какой толчок для определения своей мировоззренческой позиции они получили от их чтения. Но даже там, где нет ссылок на собственный опыт, и выбранный угол зрения, и тональность, в которой говорится о найденных произведениях, ясно свидетельствуют о высокой ценности для этих авторов прочитанного ими в текстах. Большая сила, заключенная в этих документах, вопрошающих о смысле человеческого существования с его тоской и тревогой, о спасении, заслонила отчасти на время важность их собственно исторического изучения и провоцировала их рассмотрение в русле феноменологических и психоаналитических исследований.

Так, например, тексты из Наг Хаммади, наряду с некоторыми другими рукописями, найденными в ХХ столетии, послужили материалом для изучения гносиса как религиозного феномена в работах А.Ш. Пюэша. Как он сам писал в последствии 3 , его подход только наполовину был историческим, поскольку его интересовал прежде всего гносис как таковой, а не происхождение или распространение его. В понимании А.Ш. Пюэша, гносис постоянно воспроизводится в самых разных проявлениях, из которых "классический" гностицизм только один из многих. В трудах К. Юнга и его последователей тексты из Наг Хаммади и тема гностицизма рассматривались в ракурсе психологического процесса идентификации человека со своим "Я".

Но традиционный интерес к гностицизму под углом зрения истории христианства также не угасал, хотя утверждение одного из исследователей его и коптских текстов, Ж. Киспеля, что "гностицизм есть христианизация греческой философии и восточного мистицизма на основе евангелия" 4 явно противостоит знаменитому определению А. фон Гарнака : гностицизм это "острейшая эллинизация христианства" 5 . Оставаясь верным исторической определенности гностицизма, свое понимание его предложил Г.-М. Шенке, который видел в "гносисе" "освободительное религиозное движение поздней античности" 6 c отчетливо выраженным отрицательным мировоззрением. На Международном коллоквиуме в Мессине в 1966 г. прозвучал тезис, что определить происхождение гностицизма означает определить его сущность. Путь этот, далеко не бесспорный, осложняется в данном случае тем, что именно в гностических текстах заметно сочетание самых разных культурных традиций.

Опуская множество весьма плодотворных исследований, направленных на изучение гностицизма в связи с историей поздней античности, религиозных и философских учений, мифологии, мистериальных обрядов и проч., заметим, что в настоящее время дискуссия вокруг вопросов о хронологических и пространственных границах гностицизма, его корнях, характерных признаках и разновидностях продолжается. Но все громче раздаются голоса в пользу менее "концептуализированного" подхода к теме, разностороннего и детального анализа отдельных текстов. Именно в этом ряд исследователей видит возможность ее дальнейшей разработки.

Мы также, имея в виду проблему гносиса, шли от рассмотрения ее в каждом тексте как таковом, старались уяснить, какой стороной она повернута в нем, как и в чем выражена. Нам представляется, что только таким способом, оберегая индивидуальность каждого текста, мы не поступимся широким спектром допущений, присущих гностицизму, наличием в нем многих крайностей.

Проблема гносиса в гностицизме имеет множество аспектов, из которых самопознание один из важнейших. Собрав прямые высказываеия в текстах с требованием познать себя, один из исследователей, Ж. Менар, заключил, что "гносис Наг Хаммади, прежде всего, есть познание самих себя" 7 . Но по достоинству оценить значение темы самопознания для гносиса можно только путем рассмотрения каждого текста в целом под ее углом. Мы выбрали "Апокриф Иоанна" для такого изучения. Он складывался в течении двух столетий и был окончательно оформлен в начале IV в. На коптском языке сохранилось его четыре версии, мы работали с пространной, из кодекса II Наг Хаммади (Nag Hammadi II.1).

Много места в апокрифе занимают гностические мифы. Их изложение порой прерывают размышления о смысле сказанного, налицо рефлексия, иногда явная, иногда скрытая, дающая знать о себе в компоновке образов. Однако читатель имеет дело не со случайным скоплением мало согласованных друг с другом частей. При всем их разнообразии произведение цельно как ответ на заданные в начале умозрительные вопросы. Оно воспринимается как некий замкнутый мир, как микрокосм, отражающий по-своему макрокосм. Оно не только наставляет читателя, но и вызывает определнный психологический эффект.

В композиции памятника присутствует двусмысленность. Он представляет собой картину мироздания, вписанную в исповедь человека о его пути постижения тайного знания. Но переломный момент в жизни человека, наступающий с открытием последних тайн бытия, приобщением человека к знанию, оказывается, вместе с тем, решающим для всего мироздания в целом, которое, в свою очередь, раскрывается как самопознание.