Смекни!
smekni.com

Гражданское общество и правовое государство (стр. 2 из 4)

Верховная ценность личности С тех пор права человека оказались неразрывно связанными с представлениями о человеке и человеческом: если есть человек, то должны быть и его права, потому что подлинно человеческое существование луч-гае всего реализуется в условиях свободы, безопасности, равноправия, гарантий уважения достоинства каждого. Думается, именно поэтому уже в первых декларациях о правах человека они назывались естественными, неотчуждаемыми, священными. И именно поэтому идеологи нового политического мышления признают: «...Существуют различия, чужие традиции, разнородные культуры, но не надо отказываться от «прав человека». Призыв к автономии личности в каждом человеке — это и есть то, что объединяет людей всех широт, и с этой точки зрения у нас у всех есть категорический моральный долг вмешиваться в дела других. Ото ограниченный, но принципиальный универсализм» 6.

Надо подчеркнуть, что через права человека утверждается верховная ценность человека, что их признание толкает к организации социальной жизни по принципу антропоцентризма, когда все коллективные реальности, все, что является сверхличным (классовым, национальным, общественным) — государство, правопорядок, экономика, идеология и т. п.,— подчиняется человеку, по крайней мере лишается возможности посягать на его достоинство, ограничивать его свободу, нарушать безопасность. К сожалению, в первых официальных публикациях о правах человека, появившихся в нашем обществоведении после долгого запрета на эту тему, 4Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. Судьба России. М., 1990, С. 254..

5 Там же, с. 255.

6 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989, с. 476.

34 только что приведенное положение порой не учитывается. В них просматривается подход, который можно назвать инструментальным. Права человека при этом трактуются как средства, так сказать, активизации «человеческого фактора» — в экономике, политике, других сферах социальной жизни. В такой интерпретации права человека — инструмент в руках государства, они для него перестают быть целью и оказываются средством, помогающим подчинить человека коллективным, общественным реальностям. Не ведет ли это к тому, что и человек низводится до роли средства? Не искажаются ли здесь сущность и назначение его прав? Впрочем, и то и другое уже было в нашей истории.

О признании огромной значимости для людей феномена прав человека свидетельствует то, что они зафиксированы международным сообществом в многочисленных документах. Главными здесь являются документы, получившие в специальной литературе наименование Международной хартии прав человека. Это принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, а также принятые на XXI сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Три группы прав человека Гражданские права, политические, экономические, социальные, культурные — таковы на сегодняшний день официально признанные разновидности прав человека. Критерием такой их классификации служит то, к какой области общественных отношений они относятся, в какой сфере социальной жизни юридически оформляют свободу человека. Но и способы этого юридического оформления тоже бывают различны, и с этой точки зрения можно выделить следующие три разновидности прав человека.

Первая группа — права, для обозначения которых лучше всего подходит термин «ограждающие». Это, например, право на жизнь и неприкосновенность личности, на тайну корреспонденции, на защиту от произвольных посягательств на честь и репутацию. Образно говоря, такого рода права создают вокруг человека юридическую ограду или служат материалом, из которого для него строится правовая крепость. Они обеспечивают его автономию, защищая его личную сферу от какого бы то ни было насилия, в том числе и со стороны общества, политической власти, ее аппарата. Таким образом, посредством этих прав юридически оформляется и обеспечивается свобода человека как свобода от... Самим обладателем таких Прав они не используются, не осуществляются. Вся их суть и предназначение состоят в том, что они не нарушаются другими.

Ко второй группе относятся права, определяющие рамки активности человека в той или иной сфере его жизнедеятельности. Сюда относятся такие права, как право на свободу творчества (художественного, научного, технического), право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом, право на свободу собраний, право свободно получать и распространять информацию. Эти и другие подобные права прежде всего оформляют свободу человека как свободу для... В отличие от ограждающих прав, реальность которых состоит только в их ненарушении и защите, права данной группы реализуются тогда, когда они осуществляются, используются людьми. Но их осуществление субъектом может нарушать права и законные интересы других. Поэтому встают вопросы о пределах свободы, границах юридических оформлений активности человека, о связанном с их нарушением злоупотреблении правом, о контроле со стороны государства за правомерностью использования прав человека с помощью надлежащих юридических процедур.

Законодательно установленный по-2* 35 рядок их использования должен гарантировать как против злоупотреблений правом, так и против произвольных его ограничений со стороны аппарата власти. Наконец, третья группа прав человека выделяется по характеру связи с его свободой, в зависимости от способа ее юридического оформления. Об особом характере таких прав уже говорилось: они выражают заботу государства и общества о человеке, его социальную защищенность. Но можно ли считать, что право на охрану здоровья, на жилье, на достаточный жизненный уровень, другие подобные права, именуемые у нас социально-экономическими, являются юридически оформленной свободой человека? Представляется, что можно. Их реальность — тоже выражение свободы человека, его свободы от... Только на этот раз не от произвола аппарата власти, а от тех негативных явлений, от которых человек при известном уровне культурного и экономического развития общества может быть избавлен в результате выполнения государством определенных социальных функций. Имеется в виду, например, свобода от безработицы, от унижающего человеческое достоинство нищенского существования, от экологического неблагополучия. Данная группа прав человека юридически обязывает государство и общество предоставить человеку социальную защиту. Качество выполнения этой обязанности в немалой степени зависит от уровня демократии в обществе, от того, насколько реальным является его контроль за выполнением государством своих социальных функций. А все это, в свою очередь, напрямую связано с уровнем гарантированности в стране двух названных выше разновидностей прав человека. Необходимым условием эффективной реализации нрав-социальных защит является реальность прав, обозначенных здесь как ограждающие и выражающие юридически оформленную социальную активность людей.

Права человека и «эгоистическое своеволие»

А нет ли в феномене прав человека, так сказать, «темных» сторон, чего-то, что не может оцениваться людьми однозначно положительно? Ведь, как известно, бывают случаи, когда в определенных обществах права человека принципиально отрицаются, несмотря на факт их признания цивилизацией, закрепления их в культуре человечества в качестве ее важнейшего слагаемого. Значит, находится возможность теоретически и идеологически оправдывать такое игнорирование прав человека в политической практике, а отсюда следует, что для этого находят какие-то более или менее веские основания, что наряду с «хорошим», позволяющим людям свято верить в нрава человека, в них видят и «плохое», абсолютизировав которое можно заставить людей относиться к правам человека безразлично и даже отрицательно.

Права человека закрепляют индивидуализм личности, ее эгоистическую неприкосновенность, эгоистическое своеволие. Такой взгляд до недавнего времени был в нашем общественном сознании господствующим, а кто-то думает так еще и сегодня. Действительно, права человека юридически оформляют свободу личности, в том числе и известную свободу ее от политической власти, от общества. Но как люди будут пользоваться этой свободой? Не станут ли они в своих действиях руководствоваться лишь собственными интересами, проявлять безразличие к интересам окружающих и разного рода «общим» интересам? В результате не окажется ли социальная жизнь легализованной и осуществляемой цивилизованными способами «войной каждого против каждого, всех против всех»? Коллективистский тип сознания видит во всем этом огромную опасность и потому боится зафиксированной посредством прав человека индивидуальной свободы. Выраженная в правах человека свобода индивида, его авто-36 номия по отношению к коллективным реальностям, оказывается несовместимой с коллективистскими идеалами социальной жизни, человека и гуманизма.