Отдельные характеристики вынужденных переселенцев, проживающих на территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2009 года представлены в Приложении Г. Так с 20.03.1993 г. регистрируются обращения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами. На начало 2009 г. зарегистрировано 70 человек, подавших такие ходатайства (в т.ч. 35 – из Грузии, 33 – постоянно проживавших в Афганистане, 2 – из Литвы). Статус беженцев в крае имеют 2 женщины, покинувшие Узбекистан. Учёт обращений и предоставление временного убежища осуществляется с 2001г. Всего, с начала регистрации, в миграционные службы края обратились 59 человек (56 – из Афганистана, 2 – из Грузии, 1 – из Туркмении). За 2008г. заявления получены от 45 человек, из них 43 вынужденно покинули Афганистан, 2 – Грузию. На 1 января 2009г. статус получивших временное убежище в крае имели 68 человек, из них 66 человек ранее проживали в Афганистане, по одному выехали из Грузии и Кувейта.
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и Российской Федерации в целом
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и предложения по ее совершенствованию
Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».[2] Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ.[3] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[4] функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией.
Основная работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Структура управления миграционными потоками на федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского края) показана в Приложении 2.
Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[5], предусматривающих ответственность за следующие правонарушения:
предпринимательская детальность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод;
нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. В этом ряду также нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, или лицом без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации;
нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
нарушение иммиграционных правил;
нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);
невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор;
непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
непредставление сведений (информации);
осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
В своей деятельности по выявлению нарушений иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы сотрудники Управления по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и подразделениями УВД.[6]
Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной политике. При разработке и реализации государственной и региональной миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.
В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС России призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России и другие заинтересованные органы власти. [7]
Для проведения регулярных проверок мест предполагаемого скопления нелегальных мигрантов, таких, как вокзалы, рынки, стройки, формируются группы из сотрудников управления по делам миграции, управления по борьбе с экономическими преступлениями, паспортно-визового управления, патрульно-постовой службы, участковыми инспекторами.
Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.
В настоящее время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[8]
Миграционная политика учитывает основные положения Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации в 1998-2000 годах и Федеральной миграционной программы, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе».[9] Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается нормах международного права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.[10]
Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[11] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В нее входит международный Билль о правах человека, который включает Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о защите гражданских и политических прав и Факультативные протоколы к нему. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами, вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище. Также следует отметить документы, к которым Россия присоединилась, вступая в Совет Европы. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протокол № 4 (март 1998г.).
Российская Федерация официально объявила о своем присоединении к Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 13 ноября 1992 г. При этом Россия взяла на себя абсолютно все обязательства по Конвенции и протоколу без каких-либо оговорок.
В целях создания единого для государств СНГ правового поля Главами государств Содружества в 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам уделяется незаслуженно мало внимания. Даже поверхностный анализ текста показывает, что правовой потенциал этого документа до конца не востребован.
Соглашение устанавливает такие ключевые моменты, как:
признание существования проблемы вынужденной миграции на территории бывшего СССР;
признание сторонами права на убежище в другом государстве;
основу для единообразного определения статусов беженцев ми вынужденных переселенцев;
признание сторонами принципа невысылки, необходимости взаимодействия и содействия государств в организации добровольной и индивидуальной репатриации беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе с целью воссоединения семей;