Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 61 из 104)

1) разделение на прогрессивные и реакционные клас­сы и группы;

2) представление об однонаправленности прогресса.

Действительность оказалась гораздо сложнее, а движе­ние истории происходит в деяниях классов и наций, групп людей и отдельных личностей. Чем больше людей дей­ствительно заинтересовано в тех или иных реформах или революционных преобразованиях, тем основательнее ре­зультаты, тем надежнее они закрепляются в обычаях и традициях. Масштабы преобразований требуют и великих, выдающихся личностей, в которых персонифицируются те или иные направления движения истории. Об этом пой­дет речь далее, а сейчас необходимо остановиться на эле­ментах социальной структуры общества. Ими являются социально-исторические общности людей — классы, на­ции, семья и др. Это «горизонтальный» срез структуры, а при «вертикальном» ее срезе анализируются экономичен кая, социальная, политическая, духовная и другие сферы жизни общества,

В марксистской традиции ведущим и определяющим
элементом социальной структуры считается класс. Опре­
деление его дал В. И. Ленин: «Классами называются боль­
шие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного про­
изводства, по их отношению (большей частью закреплен­
ному и оформленному в законах) к средствам производ­
ства, по их роли в общественной организации труда, а
следовательно, по способам получения и размерам той
доли общественного богатства, которой они располагают.
Классы, это такие группы людей, из которых одна может
присваивать труд другой, благодаря различию их места в
определенном укладе общественного хозяйства». Главный
10* 291


классобразующий признак — это различное отношение к собственности на средства производства, вытекающее из места классов в исторически определенной системе про­изводства. Отсюда вытекает революционный вывод, что необходимо уничтожить частную собственность и поста­вить всех людей в одинаковое положение к средствам про­изводства. Надо отметить, что В. И. Ленин в своем определении приводит не все признаки класса (например, общность психологии), дает только главные, определяю­щие. Еще в XIX в. Ф. Энгельс, рассматривая пути образо­вания классов, выделял два основных момента: первый связан с расслоением общины при росте производитель­ных сил и необходимости выделения отдельных лиц, осу­ществляющих такие функции как: охрана общих интере­сов, разрешение споров, надзор за орошением земли, религиозные функции, отпор противодействующим инте­ресам других общин.

Второй путь связан с «возможностью присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны». Та­кую возможность давала война, поскольку военнопленных уже не убивали, а обращали в рабство. Кроме того, в раб­ство могли обращать и собственных обедневших сопле­менников. Производство развилось уже настолько, что «рабочая сила приобрела стоимость».

Ф. Энгельс подчеркивает, что рабство было при тог­дашних условиях «большим шагом вперед». В противовес потоку общих фраз по поводу рабства он пишет: «Нам ни­когда не следовало бы забывать, что все наше экономичес­кое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнанно. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма».

Выделялись три крупных этапа в общественном разде­лении труда, которые привели к формированию классов. Это: 1) выделение скотоводческих племен, 2) отделение ремесла от земледелия и 3) отделение торговли от ремес­ла. Следовательно, марксистская традиция говорит о том, что общественное разделение труда является предпосыл­кой классообразования, а его непосредственной причи-

292


ной — вытеснение частной собственностью общинной и родовой, коллективной собственности. Это порождает отчуждение продукта, средств производства и самого про­изводящего человека, что означает эксплуатацию одного человека другим и раскол общества на классы с противо­положными интересами. Отсюда следует вывод самого К. Маркса «То, что я сделал нового, состояло в доказатель­стве следующего: 1) что существование классов связано с определенными историческими фазами развития произ­водства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к дик­татуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению классов и к обществу без классов...»

Реальный ход исторического процесса в XX в. внес определенные коррективы в понимание сути классов и классовой структуры общества. Стало очевидно, что рас­смотрение этого феномена как главного двигателя исто­рии и возложение на один класс (рабочий) миссии все­мирно-исторического масштаба нарушают принцип объективности рассмотрения. Дело в том, что НТР при­водит к постепенному стиранию различий между умствен­ным и физическим трудом, а также людьми разных клас­сов общества. Критикуя известную односторонность классового подхода, выдающийся отечественный философ Н. Бердяев писал: «Неправда марксизма в том, что марк­сизм не видит человека за классами, а видит лишь классы за человеком, и человек у него подчиненная функция класса». С другой стороны, при тоталитарных политичес­ких режимах происходит формирование мощного класса номенклатуры и люмпенизация представителей других классов. Как правило, это ведет к социальной апатии, ут­рате чувства причастности к экономическим" и политичес­ким решениям. Лечение этой «социальной патологии» мыслится на путях создания реальных (в том числе зако­нодательных) предпосылок для владения собственностью, хотя никакая, даже самая совершенная система не в состо­янии изменить в корне природу человека.

Следующим важным элементом социальной структуры общества является нация. Большой вклад в теорию нации внесла марксистская концепция. Согласно ей, нация —

293


это сложный социальный организм, представляющий со­бой единство объективных и субъективных факторов, со­циально-экономических и этнических (связанных с вли­янием географической среды, единством происхождения, совместного длительного существования) черт. Основное, главное в нации — социальное, а этническое — подчинен­ный момент. Нация возникает закономерно, являясь не­избежным продуктом и неизбежной формой буржуазной эпохи общественного развития; со сменой социально-эко­номического строя нация, меняет свою сущность, а в эпо­ху коммунизма должна отмереть.

Решающую роль в формировании и развитии нации играют экономические факторы. Буржуазный способ про­изводства уничтожил раздробленность средств производ­ства, собственности и населения, обусловил концентра­цию населения и централизацию средств производства в руках немногих. Это привело к политической централи­зации: независимые ранее области, т. е. народности, свя­занные только союзными отношениями, оказались спло­ченными в одну нацию, с одним правительством, с одними законами (имеются в виду юридические), с одни­ми национальными классовыми интересами, с одной та­моженной границей.

Политическая организация общества выступает одним из важных факторов формирования и развития нации. Национальное государство, по Ленину, — «правило в опы­те мировой истории». Нация как общность людей нераз­рывно связана с классами; национальное — это форма проявления и развития классовых отношений. На разви­тие нации оказывают существенное влияние особеннос­ти культуры, национального сознания и национальных социально-психологических черт, являющиеся важными аспектами национальной общности людей.

Нацию в этой связи можно определить таким обра­зом — это устойчивая историческая общность людей, сло­жившаяся на базе общности экономической жизни в со­четании с общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Подчеркивая основной, экономический признак в оп­ределении нации, следует указать, что другие признаки

294


(единство территории, языка и пр.) становятся чертами нации лишь в сочетании с общностью экономической жизни. Здесь необходимо иметь в виду и своеобразную связь между нацией и языком в смысле возможности не одного, а нескольких языков наряду с основными у пред­ставителей данной нации (канадской, швейцарской и др.), а также тождественности языка у различных наций (на­пример, у латиноамериканских наций).

В конце XX — начале XXI в. привлекает к себе внима­ние «этнический парадокс», проявляющийся практически во всех странах мира. Суть его состоит в том, что мировая экономика все более и более глобализируется, обретает системный характер и целостность, что заставляет все страны включаться в единый процесс. С другой стороны, растет национальное самосознание, идет борьба (или вой­на) за национальную независимость и суверенитет, обостря­ются многие старые конфликты в многонациональных го­сударствах. Для того, чтобы адекватно оценить понятия «национальное самосознание», «национальная идея», «национализм», «патриотизм», «интернационализм» и т. п., необходимо определить основные положения. Сле­дует различать понятия «популяция» и «этнос». В первом заключен в основном природно-биологический смысл, ибо популяция — это проживающие на одной территории сообщества особей, связанных единством генофонда, кровнородственными связями. Понятие «этнос» более глу­бокое и несет в себе важное мировоззренческое содержа­ние. Происхождение этноса является одной из самых ин­тересных проблем современной науки. Л. Н. Гумилев выдвинул концепцию пассионарности, суть которой — в направленном воздействии энергии Космоса на опреде­ленные популяции, которые, получив энергетический за­ряд, включаются в длительную (около 1000—1200 лет) эво-люцию, проходящую ряд ступеней — от взлета до упадка. Этим объясняются многие исторические явления, особен­но массовые переселения народов, экспансии, войны и т. д. Этнос имеет три уровня организации: семья; группы (общины, анклавы, служители культа, национальная ин­теллигенция); субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.).