Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 81 из 104)

386


кие потребности людей, искусство одновременно позна­ет мир, а человек творит его — в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства все­гда включаются в той или другой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чув­ствах, мыслях и т. д.

Одними из древних форм познания, генетически свя­занными с мифологией, являются философское (о чем выше шла речь) и религиозное познания. Особенности по­следнего определяются тем, что оно, будучи фантастичес­ким отражением действительности, содержит в себе опре­деленные знания о ней, хотя нередко и превратные. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиоз­ных и других знаний, накопленных людьми веками и ты­сячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Для религиозного познания характерно соединение эмоцио­нального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

Говоря о многообразии форм знания и познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием достаточно изве­стную концепцию личностного знания, разработанную бри­танским ученым М. Полани. Он исходил из того, что зна­ние — это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инстру­ментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными. А это значит, что людей (а точнее — ученых) со всеми их инте­ресами, пристрастиями, целями и т. п. нельзя отделить от производимых ими знаний или механически заменить другими людьми.

Согласно Полани, личностное знание необходимо предполагает интеллектуальную самоотдачу. В нем запе­чатлена не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное (а не без­различное) отношение к знанию, личный подход" к его трактовке и использованию, собственное осмысление его в контексте специфических, сугубо индивидуальных, из­менчивых и, как правило, неконтролируемых ассоциаций.

13* 387


Личностное знание — это не просто совокупность ка­ких-то утверждений, но и переживание индивида. Лич:-ность живет в нем «как в одеянии из собственной кожи», а не просто констатирует его существование. Тем самым в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и что эта «добавка» — не свидетель­ство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания. Но эта «добавка» не делает последнее чисто субъективным.

Полани отстаивает положение о наличии у человека двух типов знания: явного, артикулированного, выражен­ного в понятиях, суждениях, теориях и других формах ра­ционального мышления, и неявного, имплицитного, не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Неявное знание не артикулировано в языке и воп­лощено в телесных навыках, схемах восприятия, практи­ческом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается «из рук в руки», в общении и личных контактах исследователей.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выде­ляют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенци-алистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фун­даментальные и прикладные, философские и частнонауч-ные, естественнонаучные и гуманитарные, научные и вне-научные и т. д. О двух последних формах познания речь будет идти в следующей главе.

2. Познание, творчество, практика

Если в «первозданной» природе происходят стихий­ные, неосознанные процессы, то в обществе все процес­сы носят, как правило, целенаправленный осознанный характер (хотя бывают и исключения). Познание, мышле­ние — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) дея-

388


тельность субъекта в любой ее форме. Еще великий не­мецкий философ И. Г. Фихте любил повторять: «Действо­вать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!». И ценность человека, по его мнению, определяется прежде всего творческой активностью его действия — в том чис­ле и в сфере познания.

Творчество — процесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее — мате­риальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из опре­деленного материала созидать (на основе познания объек­тивных закономерностей) новую действительность (в лю­бой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определя­ются характером конкретной созидательной деятельнос­ти — творчество изобретателя, организатора, научное, ху­дожественное творчество и т. п.

Вопрос о сущности творчества как такового всегда был одним из центральных в философии и ставился и решал­ся этот вопрос по-разному в разные исторические эпохи и в разных философских направлениях и школах. Пафо­сом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознается прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возни­кает культ гения, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового вре­мени рефлексия по поводу творческого процесса. В XVIII в. Кант специально анализирует творческую дея­тельность в учении о продуктивной силе воображения, ко­торая есть единство сознательной и бессознательной дея-тёльностей. Согласно Шеллингу, творчество, и прежде всего творчество художника и философа — высшая фор­ма человеческой деятельности: здесь человек соприкаса­ется с абсолютом.

В философии XIX—XX вв. наиболее развернутая кон­цепция творчества дана видным французским представи­телем философии жизни А. Бергсоном — особенно в ра­боте «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту

389


как «механически-технической деятельности». Интеллек­туальное познание утилитарно, интуитивное — бескоры­стно: именно оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе. Интуициями, согласно Бергсону, живет и подлин­ная наука, и подлинная философия. Французский мысли­тель понимает творчество как непрерывное рождение но­вого, оно составляет сущность жизни. Оно есть нечто объективно совершающееся (в природе — в виде новых образов, переживаний, идей) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь ком­бинирующей старое. Важнейшим понятием философии жизни Бергсона является понятие «жизненного поры­ва» — принципа развития и творчества, создающего в сво­ем бесконечном развертывании всю совокупность жиз­ненных форм. Понятие жизни, по его мнению, строится по аналогии с процессами сознания, соответственно жизнь предстает сплошным потоком творчества непре­рывных изменений, изобретений.

Большое внимание проблемам творчества уделяли рус­ские философы XIX—XX вв., в частности Н. А. Бердяев — в работе «Смысл творчества». Центральным стержнем этой работы становится идея творчества как откровения чело­века, как совместно с Богом продолжающегося творения. Основной принцип названной работы — принцип «антро­подицеи» — оправдание человека в творчестве и через творчество. Главная проблема философии Бердяева — смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее принципиальное решение, считает он, может быть только антропоцентрическим — философия «познает бытие из человека и через человека», смысл бы­тия обнаруживается в смысле собственного существова­ния. Осмысленное существование — это существование в истине, достижимое им на путях спасения (бегство от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, политикой и т. п. — не без помощи науки). Присущая человеку способность к творчеству, по его мыс­ли, божественна.

Познание есть активный творческий процесс поиска нового, оригинального и даже уникального — того, чего раньше не было. В этом процессе «задействованы» все та-

390


ланты и способности познающего субъекта — его органы чувств, память, мышление, воображение, фантазия, инту­иция и др. — в их единстве и взаимодействии. Важная особенность творческого познания — умение создавать и успешно разрешать проблемные ситуации. Творческое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, умения делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несущественного и самостоятельно приходить ко все новым и новым выводам и обобщениям.

В творческом процессе сознательное и бессознатель­ное, рациональное и иррациональное, дискурсивное (ло­гическое, понятийное) и интуитивное дополняют друг друга. Важную роль в этом процессе играет интуиция (вне­запное озарение) — способность прямого, непосредствен­ного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимае­мой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации правил своего ра­ционалистического метода необходима интуиция, с помо­щью которой усматриваются первые начала (принципы) и дедукция, позволяющая получить следствия их этих на­чал.

Единственно достоверным средством познания счита­ли интуицию сторонники интуитивизма. А. Бергсон, про­тивопоставляя интеллекту интуицию, объявлял после­днюю подлинным философским методом, в процессе применения которого происходит непосредственное сли­яние объекта с субъектом. Связывая интуицию с инстин­ктом, он отмечал, что она характерна для художественной модели познания, тогда как в науке господствует интел­лект, логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля ин­туиция есть прежде всего «сущностное видение», «идеали­зация», непосредственное созерцание общего, то у Фрейда — это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.