Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 82 из 104)

Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логичес-

391


кой, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так, С. Л. Франк, указывая на неразрыв-ную связь рационального (как отражения «светлого» «зри-мого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» от­дает последнему. Оно-то и есть тот углубленный взор, ко­торый проникает в трансрациональность, т. е. непостижи­мость или необъяснимость бытия.

История познания показывает, что новые идеи, корен­ным образом меняющие старые представления, часто воз­никают не в результате строго логических рассуждений или как простое обобщение. Они являются как бы скач­ком в познании объекта, прерывом непрерывности в раз­витии мышления. Для интуитивного постижения действи­тельности характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности окончательных выводов.

Полное логическое и опытное обоснование этих выво­дов им находят позднее, когда они уже были сформули­рованы и вошли в ткань науки. Как писал известный французский физик Луи де Бройль, «человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечатель­ные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием»1. Крупнейший математик А. Пуанкаре говорил о том, что в науке нельзя все доказать и нельзя все определить, а поэтому приходит­ся всегда «делать заимствования у интуиции».

Действительно, интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека, в нее вкладыва­ется весь опыт предшествующего социокультурного и ин­дивидуального развития человека — его чувственно-эмо­циональной сферы (чувственная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).

Многие великие творцы науки подчеркивали, что нельзя недооценивать важную роль воображения, фанта-

Бройлъ Луи де. По тропам науки. М,, 1962. С. 295. 392


эии и интуиции в научном исследовании. Последнеене сводится к «тяжеловесным силлогизмам», а необходимо включает в себя «иррациональные скачки». С их помо­щью, по словам Луи де Бройля, разрывается «жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение», что и позволяет совершить прорыв к истинным достиже­ниям науки, осуществить великие завоевания мысли. Вме­сте с тем французский физик обращал внимание на то, что всякий прорыв воображения и интуиции чреват опаснос­тями; освобожденный от оков строгой дедукции, он ни­когда не знает точно, куда ведет, он может нас ввести в заблуждение или даже завести в тупик. Чтобы этого не произошло, интуитивный момент следует соединять с дискурсивным (логическим, понятийным, опосредован­ным), имея в виду, что это два необходимо связанных мо­мента единого познавательного процесса.

Характерной особенностью современной («постнеклас-сической») науки является постепенное и неуклонное ос­лабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и уси­ление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

Во второй половине XX в. стало очевидным, что раци­ональные правила метода никогда в полной мере не со­блюдались. Это очень обстоятельно аргументировал Пол Фейерабенд на обширном материале истории науки. Не­зыблемый и неизменный авторитет позитивной и беспри­страстной науки все более подрывался. Все громче сегод­ня звучат голоса тех, кто отказывается от проведения демаркации «наука—ненаука», подчеркивает социокуль-турную обусловленность содержания теоретического зна­ния, роль ненаучных элементов в нем.

Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские и общемиро­воззренческие соображения (в том числе понятия древне­восточных философских систем), интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты». Вместе с тем научное сообщество достаточно строго относится к нарушителям норм и регулятивов традиционного научного дискурса. Однако попытки введения «внепарадигмальных вкрапле-

393


ний» в содержание научного знания становятся все более распространенным явлением в постнеклассической науке и все убедительнее ставят под сомнение утверждения о незыблемости рациональных норм и принципов.

Все большее число современных философов, методо­логов и представителей частных наук приходят к следую­щему выводу: «Признание фундаментальной роли инту­итивного суждения наравне с логикой представляет собой коренное изменение методологии математики и физики (а значит и вообще естественных наук). Этому способство­вало еще одно достижение науки — компьютерная рево­люция XX в. Она позволила во все более возрастающей степени передавать машине все более усложняющиеся логические операции. Человеческий мозг все более осво­бождается от формализуемой, стандартизованной, рутин­ной логической деятельности»1.

Развитие европейской философии, мировой науки и общественной практики второй половины XX в. потребо­вали преодоления понимания теории познания в ее усе­ченном стандартами классического рационализма вариан­те. В результате возникла задача — дополнить анализ сциентистских аспектов познания анализом его экзистен­циальных составляющих. В таком ракурсе оказалось не­обходимым рассмотрение познания не только как откры­тия объективной истины, независимой ни от человека, ни от человечества, но и как человекоразмерного события, ценностного акта утверждения человеческой подлинности.

Учет возможных модельных образов, возникающих в компьютерном пространстве научного познания, являет­ся важной и новой задачей гносеологических исследова­ний. Ведь в современной науке все большее распростра­нение получает так: называемое «кооперативное мышление», осуществляемое машинно-человеческими си­стемами. А в этих системах, распределяющих функции со­знания между формально-логическим аппаратом компь­ютеров и человеческой эвристикой, иначе, чем в классических моделях познания, конституируется пробле­ма объективного и субъективного. То, что всегда считалось

1Фейнберг Е. Л. Эволюция методологии в XX веке // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 43.

394


репрезентацией субъективного начала, становится объек­тивным не только в силу языковой реализации, но и че­рез предметность информационно-электронных процес­сов интеллектуализации современной цивилизации.

В последние годы стало очевидным, что познание нельзя свести ни к «холодному царству» истин, безразлич­ных к человеческим ценностям, ни к экзистенциальным идеологемам, ориентированным на внутренний мир чело­века; оно само определяет меру вписанности познаватель­ных результатов в объективный и субъективный мир, меру адекватности знания действительности и гуманистичес­ким императивам.

Все шире распространяется убеждение в том, что по­знание не запрограммировано автоматически на успех, на истину. Оно неоднозначно и не располагает одной, «цар­ской дорогой» к абсолюту. Познание сегодня не может быть представлено как однозначный, линейный путь к абсолюту, путь неизбежного восхождения к успеху, верхов­ной правде, идеалу, абсолютной истине, т. е. как некий «безвариантный вариант» совпадения мышления и бытия1.

Таким образом, творческое познание — это всегда не­прерывный, активный, целенаправленный поиск новых подходов, выводов и результатов, а его фундаментальная характеристика — мысленное прогнозирование будущего. Тем самым творчество (в том числе в познавательной сво­ей форме) — это деятельность, порождающая нечто каче­ственно новое и отличающаяся неповторимостью, ориги­нальностью и общественно-исторической уникальностью. Оно специфично для человека, так как всегда предпола­гает творца — субъекта творческой деятельности — созда­ющего новые по замыслу материальные, культурные, ду­ховные ценности. Познание и творчество неразрывно связаны как между собой, так и с практикой (практичес­кой деятельностью) как с их основой.

Практика — это целостная органическая система сово­купной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. Ее законами явля-

1 См.: Крымский С. Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. 1998. № 4.

395


ются законы самого реального мира, который преобразу­ется в этом процессе. Значение практики для познаватель-. ного процесса, для выработки и развития научного и дру-гих форм познания подчеркивали многие философы разных ориентации.

Так, Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях человек подчинен внешней природе, то в сво­их орудиях он господствует над ней. А это есть не что иное как деятельность, труд (хотя и «абстрактно-духовный»), в процессе которого человек изменяет, познает окружаю­щий его мир и изменяется сам.

Проблема взаимосвязи теории, знания (в том числе и философского) и практики — одна из важнейших в работах Чернышевского. Он считал недопустимым отождествлять такие феномены как «теоретическая сфера» («мысленная сфера», «мысленная жизнь», «мысли») и «практическая сфера» («реальная жизнь», «жизнь действия») — при всей их тесной связи между собой. Возникая на основе прак­тики, теория, по мнению русского философа, имеет очень сильное влияние на нее. Причем каждая форма знания оказывает влияние на жизнь, но специфически. Служить практическим целям должны, в частности, и философские знания. Наука же без опоры на жизнь, практику либо сво­дится к «скудоумному эмпиризму», либо станет пропове­довать «иллюзионизм».