Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 83 из 104)

Целый ряд интересных мыслей о взаимосвязи знания (мышления) и «практической жизни», о необходимости «практизации» философии и др. высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а для этого необходим «материальный, экономический труд», обеспечивающий его существование и являющийся осно­вой всех других форм деятельности — в т. ч. познаватель­ной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловь­еву, не может оставаться только в теоретической сфере, оно должно практически осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, но их нельзя отожде­ствлять, ибо всегда сохраняются различия практического и теоретического отношения к предмету. Это два особых способа существования и деятельности, тесно связанных между собой.

396


Что касается философии, то ее субъект, согласно Со­ловьеву, должен быть не только познающим, но и «хотя­щим», «волящим», активно действующим. Более того, последняя ипостась субъекта необходимо является опре­деляющей. Собственная же сущность субъекта, по мнению русского философа, есть его самоутверждение («воля», «хотение»). Именно здесь корень всей субъективной жиз­ни, не исключая и познания, так как разум есть только «орудие для хотения», т. е. для практической, обществен­ной жизни.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика — не враг теоретического знания, а «наиболее значимый стимул к нему». Хотя определенная доля рав­нодушия к ней, отмечает Поппер, возможна и приличе­ствует ученому, существует множество примеров, которые показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Однако для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впа­дает в схоластику.

Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реаль­ной действительности, стала центральной категорией ди-алектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности.

С введением практики в теорию познания было уста­новлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенап­равленно воздействует на окружающую его действитель­ность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — спе­цифически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность — мир матери­альной и духовной культуры, новые условия своего суще­ствования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимо-

397


связанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.

Важнейшие формы практики: 1) Материальное произ­водство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих соци­альных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т. п.). 3) Научный экспери­мент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный экспери­мент).

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потреб­ностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т. д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и море­плавания и т. п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) де­лаются непосредственно «по заказу» практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движу­щая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты, фор­мы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощу­щений и кончая самыми абстрактными теориями обуслов­ливается — в конечном счете — задачами и потребностя­ми практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразова­ния мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его технически­ми средствами, приборами, оборудованием и т. п., без ко­торых оно не может быть успешным.

3. Практика является целью познания, ибо оно осуще­ствляется не ради простого любопытства, а для того, что-

398


бы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и ока­зывают активное влияние на ее развитие. Задача челове­ка состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразова­нию, для удовлетворения материальных и духовных по­требностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от за­блуждений (об этой функции практики будет сказано ниже).

Поскольку современная теория познания все больше «насыщается» идеями философской антропологии, куль­турологии, герменевтики и т. п., то заметные коррективы приобретает и понятие практики. Так, для Гадамера гер­меневтика — прежде всего практика. Она реализуется в ка­честве деятельности по осмыслению некоторого текста и, взятая вне этой деятельности, теряет свою специфику. Согласно Гадамеру, действительность не только познает­ся научными средствами, но и жизненно-практически «испытуется» человеком. Поэтому у него часто идет речь не о познании, а об опыте мира. Последний включает в себя и непосредственность переживания («опыт жизни») и различные формы практического и эстетического опо-средования реальности («опыт истории», «опыт искусст­ва», «опыт философии»).

3. Рациональное и иррациональное,

материальное и идеальное в познавательной

деятельности

Специфика научной познавательной деятельности со­стоит в ее рациональности. Рациональное (от лат. разумное) означает относящееся к разуму (рассудку). Рациональность, с точки зрения современного философа В. С. Швырева, «правомерно усматривать только там, где существуют спе-

399


циальные усилия познающего субъекта по анализу сораз­мерности его позиции той реальной ситуации, в которой он находится». Анализ такой «соразмерности» проводит разум, который строит модели реальности и на них отра­батывает версии по поводу того, какова реальность, как она есть. Рациональное познание — это моделирование ре­альности в форме логико-понятийных конструкций с помо­щью логических средств мышления. Возможность логичес­кого конструирования познавательной модели вытекает из признания тождества логики и онтологии, мышления и бытия, а также веры в безграничные познавательные воз­можности разума, его самодостаточность и субстанцио­нальность. Рациональное познание — это прежде всего логически и теоретически обоснованное знание о предме­тах мира. Классическая наука базировалась на твердой уверенности в том, что логическое постижение действи­тельности является по определению истинным. С точки зрения Гегеля, рациональность — это разумность, т. е. уме­ние мыслить в логических категориях, а ее критерий — истина. Успехи рационального познания проявились прежде всего в научных открытиях, в становлении и раз­витии научно-технического прогресса.

Рациональное познание всегда осуществляется в соот­ветствии с некоторыми правилами и нормами, которые зафиксированы в общезначимой форме. Выделим некото­рые из них.

Рациональное научное познание связано прежде всего со способностью мышления (разума) абстрагироваться от естественного восприятия фактов и событий, конструиро­вать идеальные модели, объекты и работать с ними. (При­меры идеальных объектов в физике: идеальный газ, мате­риальная точка, абсолютно упругий стержень, абсолютно черное тело и т. д.). Но к таким моделям наука предъявля­ет определенные требования: они должны быть построены на логической основе, в системе понятийных конструкций, надстраивающихся над обыденными представлениями о мире; в них должна быть зафиксирована действительность в ее сущностном бытии; идеальные модели должны быть такими, чтобы субъект познания имел возможность кон­тролируемо их воспроизводить, т. е. проверять на практи-

400


ке, в эксперименте выводы, полученные мышлением при изучении этих моделей. При выполнении этих требова­ний, как считал классический рационализм, идеальная модель будет гарантированно соответствовать реальности, а ее познание будет реализовываться без иллюзий и субъективности, т. е. действительность «откроется» мыш­лению так, какова она есть на самом деле. При этом она может быть представлена только в ракурсе одной истин­ной модели, ибо в противном случае нарушается тожде­ство мышления и бытия. Рациональность в познании — это ограничение воображения, когда к идеальному плану присо­единяется идея артефакта (артефакт — сделанная вещь), предполагающая возможность перевести идеальную модель в практический план и проконтролировать в эксперименте выводы, полученные разумом. Работа с идеальными объек­тами и моделями — это теоретическая работа мышления, в ходе которой создается особый теоретический мир, над­страивающийся над обыденными житейскими представ­лениями.