Смекни!
smekni.com

Философия 9 (стр. 98 из 104)

4. Предсказательная функция предвидения. На основа­нии теоретических представлений о наличном состоянии известных явлений делаются выводы о существовании не известных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Например, предсказание Д. И. Мен­делеевым на основании периодического закона не откры­тых еще тогда химических элементов и их свойств. Пред-»: сказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют на­учным предвидением. Прогнозирование — узкоспециали­зированная форма предвидения, нацеленная на выявление конкретных перспектив развития определенного явления

468


или процесса с указанием количественных характеристик (сроки, темпы и т. п.). Например, прогноз погоды, виды на урожай, прогнозирование рождаемости и т. д.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «ру­ководством к действию» по изменению реальной действи­тельности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельно взятые научные положе­ния, а их совокупность, целостная органическая развива­ющаяся система. Объединение знания в теорию произво­дится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно: когда оно не просто описы­вает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда знание вскрывает причины, противоречия и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обо­снований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объясне­нию как можно более широкого круга явлений, к непре­рывному углублению знаний о них.

5. Характер теории зависит от степени обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундамен­тальную закономерность данного предмета.

6. Важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выб­рать хорошую и надежную теорию. Так называемый «кри­терий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: сообщает наи­большее количество информации, т. е. имеет более глубо­кое содержание; является логически более строгой; обла­дает большей объяснительной и предсказательной силой;

469


может быть более строго проверена посредством сравнен ния предсказанных фактов с наблюдениями.

Взаимодействие научной теории и практики. Теорети­ческое знание только тогда является таковым, когда оно именно в качестве системы знания достоверно и адекват­но отражает определенную сторону практики, какую-либо предметную область. Причем такое отражение является не пассивным, а активным, творческим, выражающим объек­тивные закономерности. Самое существенное требование к любой научной теории — ее соответствие реальным фак­там в их взаимосвязи, без всякого исключения.

Теория должна не просто отражать объективную реаль­ность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тен­денции, главные направления ее развития от прошлого к настоящему, а затем и будущему. Поэтому теория не мо­жет быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно развиваться, углубляться, совершен­ствоваться и т. п., выражать в своем содержании развитие практики.

Наиболее практичной является теория в ее самом зре­лом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее на самом высоком научном уровне, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления жизни, практики. Только полная и высоконаучная осно­вательная теория (а не эмпирические, обыденные знания) может быть руководством для соответствующей формы практической деятельности. Не на любой, а на достаточ­но зрелой ступени своего развития наука становится тео­ретической основой практической деятельности, которая, в свою очередь, должна достичь определенного достаточ­но высокого уровня, чтобы стало возможным системати­ческое (и экономически оправданное) практическое при­менение науки.

Существенный признак развитой теории — целе­направленный систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, раз­витие и т. п. «Понятийное творчество» — атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, как и все углубляющаяся рефлексия над его методологически-

470


ми проблемами, умелое оперирование понятиями, мето­дами, приемами познания, его нормами и регулятивами.

Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе ничего изменить не может. Она становится матери­альной силой лишь тогда, когда овладевает массами. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу и энергия которых вопло­щает теорию в реальную действительность, опредмечива-ет те или иные научные идеи, реализует их в определен­ных материальных формах.

Практика людей, овладевших теорией как программой деятельности, и есть опредмечивание теоретического зна­ния. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не созда­вала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, разви­ваются и совершенствуются сами.

Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения — как объективных, так и субъективных. Это, в частности, формы организации общественных сил, те или иные социальные институты, необходимые технические средства и т. д. Сюда же отно­сятся формы и методы познания и практического дей­ствия, способы и средства решения назревших теоретичес­ких и практических проблем и т. п.

Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а процес­сом, в ходе которого вместо уже реализованных теорети­ческих положений появляются новые, более содержатель­ные и развитые, которые ставят перед практикой более сложные задачи, требуют новых форм и условий своего опредмечивания.

Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются при­менить в жизни. Без превращения идеи в личное убежде­ние, веру человека невозможна практическая реализация теоретических идей.

471-


3. Методы научного исследования

Метод и методология. Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ со­циальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); 2) учение об этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основ­ная функция метода — внутренняя организация и регули­рование процесса познания или практического преобра­зования объекта.

Проблема метода ставилась и обсуждалась в философии и науке с давних пор. Ф. Бэкон сравнивал метод со све­тильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении ка­кого-либо вопроса, идя ложным путем. Р. Декарт методом называл «точные и простые правила», соблюдение кото­рых способствует приращению знания, позволяет отли­чить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше вов­се не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это безо всякого метода.

Большой вклад в разработку проблемы метода внес Ге­гель, который считал, что метод — это орудие, стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом познания. Гегель, «угадав в диалектике поня­тий диалектику вещей», систематически и глубоко разра­ботал диалектический метод, но на идеалистической ос­нове.

Значительное место проблемы методологии занимают в диалектико-материалистической философии, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом. Соединение материализма и диалектики в единое, целос­тное учение позволило выяснить, что понятие методоло­гии охватывает не только и не столько познавательную деятельность (и лишь в ее научной форме), хотя здесь методологические проблемы очень важны. Этот новый

472


подход к методологии позволил существенно расширить сферу последней, вследствие чего данное понятие стало охватывать всю систему многообразных способов и при­емов человеческой деятельности — прежде всего матери­альной (практики).

Целый ряд плодотворных, оригинальных (и во многом еще неосвоенных) методологических идей был сформулиро­ван представителями русской философии. Это, в частности, идеи о неразрывности метода и истины и недопустимости «пренебрежения методою» у Герцена и Чернышевского; об органической логике и ее методе — диалектике у Вл. Соло­вьева; о диалектике как «ритме вопросов и ответов», о «ввинчивании философии в действительность» у П. Фло­ренского; о необходимости «преодоления кошмара фор­мальной логики» и о необходимости освобождения фило­софии «от кошмара математического естествознания» у Н. Бердяева и др. Проблемы научного метода активно разрабатываются в современной западной философии и методологии науки1.