Смекни!
smekni.com

Философия в системе духовной культуры (стр. 10 из 18)

Реляционная концепция пространства и времени (лат. relation – отношение) характерна для современной философии диалектического материализма. Была обоснована в начале ХХ века в теории относительности А.Эйнштейна, который представил естественнонаучное обоснование единства материи, движения, пространства и времени. Пространство и время рассматриваются не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между материальными объектами, формы бытия движущейся материи: пространство есть порядок вещей, время – длительность существования материальных объектов. Пространство и время взаимосвязаны и образуют четырехмерный континуум. Выводом из этой концепции является динамическая теория пространства и времени, согласно которой свойства пространства и времени меняются в зависимости от уровня структурной организации материи. Так, для микро- и мегамира адекватными оказываются неевклидовы геометрии и нелинейные трактовки времени. В современной материалистической философии и науке эта концепция является наиболее признанной.

Пространство – это философская категория, обозначающая порядок расположения одновременно существующих материальных объектов. Свойства пространства: протяженность (сосуществование тел), однородность (отсутствие каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность (фиксируется тремя координатами).

Время – это философская категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов. Свойства времени: длительность (изменение тел), одномерность, необратимость (от прошлого к будущему), однородность (равноправие моментов времени).

Тема 13. Диалектика и метафизика

Диалектика (греч. dialektiké – искусство вести беседу, спор) – 1) в античном понимании – искусство творческого спора с целью достижения истины (Сократ); 2) в современном понимании – учение о законах развития бытия (природы, общества и сознания), а также философский метод познания.

Исторические формы диалектики: а) стихийная диалектика – представления древних об изменчивости мира; опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон); б) логико-гносеологическая модель диалектики была разработана в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель); в) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

Выделяют объективную и субъективную диалектику (диалектику мышления).

Объективная диалектика – диалектика бытия; развитие реального мира (природы и общества). Субъективная диалектика– а) диалектика мышления (понятий), т.е. переход от абстрактного знания к конкретному в процессе отражения действительности; б) теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития, движения как внешнего мира, так и самого мышления.

Метафизика (греч. meta ta physika – после физики) – 1) в античном понимании – учение о неизменных, сверхчувственных (трансцендентных) началах и принципах бытия; до XVIII в. метафизика отождествлялась с "первой философией", онтологией как учением о бытии; 2) в современном понимании метафизика – философский метод, противоположный диалектике.

Метафизический метод – метод философского мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого; основан на принципах качественной неизменности, изолированности, непротиворечивости объекта познания.

Диалектический метод – это метод философского мышления, в соответствии с которым следует понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике; основан на принципах развития, универсальной взаимосвязи (детерминизма и системности) и противоречивости объекта познания; ориентирует мышление на понимание истины как процесса развития знания.

Принципы диалектического метода: объект познания необходимо рассматривать (а) в его качественной изменчивости, в процессе его развития, (б) в его взаимосвязях и обусловленности другими объектами (принцип детерминизма), как внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов (принцип системности), (в) как внутренне противоречивый, наделенный противоположными сторонами, моментами.

Категории диалектики – предельно общие понятия, которые выражают разные типы и формы противоречий: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность и др.

Законы диалектики, сформулированные Г.Гегелем, лежат в основе диалектики как учения о развитии всего сущего. Законы диалектики имеют всеобщий, универсальный характер, т.е. лежат в основе всех процессов развития, присущего природе, обществу и сознанию. Три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей или диалектического противоречия (источник развития – внутренние противоречия объекта); закон перехода количественных изменений в качественные (накапливающиеся изменения приводят к скачку – переходу объекта в иное качественное состояние); закон отрицания отрицания или диалектического синтеза (развивающийся объект проходит три стадии: тезис – первое качественное состояние; антитезис – отрицание тезиса, иное качество объекта; синтез – отрицание отрицания, снятие-синтез противоположностей; развитие идет по спирали).

Основные понятия, связанные с законами диалектики:

различие – один из моментов развития, сравнительная характеристика объектов на основании присутствия и отсутствия признаков;

тождество – равенство, идентичность предмета самому себе или одинаковость нескольких предметов (явлений);

противоположность – существенное различие явлений в рамках общего для них тождества;

противоположности – взаимоисключающие стороны, тенденции, аспекты предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве;

противоречие – процесс взаимодействия, взаимопроникновения и взаимоотрицания (единства и борьбы) противоположностей;

качество – система необходимых свойств предмета, задающих его целостность, внутреннюю определенность, сущность;

количество– свойства предмета, изменение которых не приводит к изменению его целостности, сущности;

мера – единство, взаимосвязь качества и количества;

скачок – момент перехода предмета от одного качества к другому, в результате накопления количественных изменений;

отрицание – необходимое условие качественного изменения предмета;

снятие – одновременное уничтожение и сохранение в переработанном виде содержания предшествующего этапа развития предмета;

спираль в развитии – образное описание развития при характеристике закона отрицания отрицания; развитие идет так, что в процессе преобразования явления происходит возврат "к якобы старому" (Ленин), т.е. повторение на более высокой ступени некоторых черт и особенностей низших ступеней.

Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – современная теория о самоорганизации сложноорганизованных (открытых, неравновесных и нелинейных) систем в природе и обществе; по-новому трактует процесс развития. Основные идеи: возникновение порядка из хаоса; идея нелинейности развития (флуктуации); идея неустойчивых моментов ("точки бифуркации").

Тема 14. Проблема сознания

Сознание – это проявление человеческого духа; присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме; высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Человеческому сознанию присуща активная творческая деятельность. Субъектом сознания могут выступать человеческий индивид, коллектив, общество в целом. Носителем, формой и способом существования сознания является язык.

Трактовки сознания: идеализмсознаниеесть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность (Платон, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.); вульгарный материализм – сознание имеет вещественную природу; мысль есть продукт деятельности мозга, т.е. мозг выделяет мысль "как печень выделяет желчь" (Бюхнер, Фохт, Молешотт и др.); диалектический материализм – сознание есть свойство выскоорганизованной материи, сущность сознания идеальна; сознание есть высшая форма отражения мира, т.е. источником его содержания выступает объективный мир; сознание есть продукт эволюции природы, человека и общества; необходимыми факторами формирования человеческого сознания являются труд, общество и речь (Маркс, Энгельс, Ленин).

Согласно учению диалектического материализма, основой сознания является отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия одним явлением особенностей другого объекта. Выделяют три уровня отражения: в неживой природе (физико-химические взаимодействия), на биологическом уровне (раздражимость, чувствительность, восприятие, представления, рефлексы) и социальное отражение (сознание).

Сознание есть высшая ступень развития психики – особого свойства высокоорганизованной материи (живых организмов), заключающегося в активном и избирательном отображении реальности в форме идеальных образов. Психика животных обусловлена биологическими закономерностями; психика человека носит социальный характер и направлена на преобразование мира.

В структуру сознания входят: знание, внимание, память, воображение, эмоции, воля, воображение, память и другие феномены.