Цивилизационный подход – концепция общественного развития, согласно которой общество развивается путем множества равноценных по уровню достигнутой зрелости цивилизаций (культур, культурно-исторических типов). Каждая цивилизация, проходит определенные циклы: рождения, расцвета, старения и гибели. Этот подход утверждает многолиненость исторического развития, специфику стран и регионов (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев и др.).
Цивилизация (лат. civilis – гражданский) – культурно-историческая общность, этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). Характерные черты современного этапа развития цивилизации: неравномерность и нелинейность социальных изменений; нарушение баланса интересов развитых и развивающихся стран; угроза термоядерной войны; поиск гармонии в отношениях природы и общества.
Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVIII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриаль-ного, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общества, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляции всей жизни, основанной на традициях.
Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность; характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей.
Б. Даниелотмечает, что в постиндустриальную эпоху источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку ("революция растущих ожиданий"), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность.
О. Тоффлер, автор футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как "третьей волны" (сельскохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное), которая породит "шок будущего" – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества.
С. Хантингтон, футуролог, выдвинувший сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI веке, по которому в новом мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.
Тема 24. Техника и общество
Техника (греч. téchne – искусство, мастерство) – совокупность умений и навыков, а также искусственных средств, создаваемых человечеством для преобразования природы, осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Техника появляется с возникновением человека. Основное назначение техники – частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. В античностипонятие "тэхнэ" включало в себя и орудия труда, и технические знания, и искусство во всякого рода производстве. Философское осмысление феномена техники началось в конце XIX – начале XX вв. В ХХ-XXI веках достижения науки воплощаются в технике и становятся важным фактором развития общества.
Технические науки – науки, ориентированные на конструирование и изобретение технических устройств на основе знания законов природы.
В 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники возникает технологический детерминизм – теоретико-методологическая установка, согласно которой решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологиям (Ростоу, Арон, Гэлбрейт, Белл, Масуда, Тоффлер и др.).
Технократизм – принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам – носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.
Техницизм – мировоззренческая установка, в рамках которой наука и техника провозглашаются основными двигателями социального прогресса. Сущность техницизма проявляется в наделении техники и науки способностью к саморазвитию, вере в неминуемое совершенствование мира, техническую рациональность, которые сделают жизнь человека обеспеченной и счастливой.
Антитехницизм – мировоззренческая установка, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.
Сциентизм (лат. scientia – наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой научные знания и методы (естественно-математические и технические) обладают наивысшей культурной ценностью; вера в способность науки решить в будущем все проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией.
Антисциентизм – философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре. Сторонники антисциентизма полагают, что научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма.
Научно-технический прогресс (НТП) – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. НТП осуществляется в двух взаимообусловленных формах: эволюционной (совершенствование традиционных основ науки и техники) и революционной (научно-техническая революция). Особенностью современного НТП является создание новых технологий на базе научных теорий.
Неолитическая революция – по Г. Чайлду – исторический период перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию в эпоху неолита (6-8 тыс. лет назад), т.е. от присваивающего к добывающему типу хозяйствования. Неолитическая революция дала толчок для возникновения городских поселений, ремесел, письменности и рациональных знаний; создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ.
Промышленная революция – революционные изменения в орудиях и в организации производства, связанные с использованием силы пара и электричества, машинизации и автоматизации производства в конце XVII – XIX вв., которые привели к переходу от доиндустриального (аграрного) к индустриальному (промышленному) обществу.
Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, что приводит к срастанию науки с техникой в единую систему, радикально меняющую жизнь человека, общества, состояние биосферы в XX-XXI вв. В ходе НТР бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу и происходит переход общества от индустриального к постиндустриальному (информационному, сервисному) типу.
Биотехнологичекая революция – вид научно-технической революции, начавшейся со второй половины XX века, связанный с развитием биотехнологий – методов изменения живых организмов, организма человека и окружающей его природной среды в соответствии с его потребностями (трансплантология, геронтология, генная, клеточная и экологическая инженерии и др.). Биотехнологическая революция резко изменила антропологическую ситуацию: она ведет к практическому преобразованию человеческой телесности и, по мнению Фукуямы, может привести к созданию "дивного нового мира", где всех людей сделают здоровыми, долгоживущими и счастливыми.
Футурология (от латинского futurum – будущее, logos – учение) – обобщенное название концепций о будущем человеческого общества; в узком значении – исследование перспектив социальных процессов (социальное прогнозирование). Современная футурология анализирует перспективы технологической революции: концепции "постиндустриального общества" (Белл, Кан, Бжезинский и др.), "экологического пессимизма" (Форрестер, Медоуз, Хейлбронер), научно-технического оптимизма (Тоффлер, Месарович, Ласло, Пестель) и др.