Софисты (Протагор, Горгий и др.) выдвинули на первый план проблему человека; считали что "истины для всех" не существует.
Протагорутверждал, что "человек есть мера всех вещей", т.е. истина относительна, субъективна, у каждого своя истина.
Сократ первым поставил в центр философии человека как нравственное существо. Сократ связал добродетель со знанием ("познай самого себя", "знание есть основа добродетели", – это позиция этического интеллектуализма). Сократ разработал "майевтику" как способ достижения истины ("я знаю, что я не знаю", "в споре рождается истина").
Платон,основатель объективного идеализма, полагал первоначалом бытия идею Блага; разделил бытие на два мира истинный "мир идей" и кажущийся "мир вещей"; полагал, что душа бессмертна и перевоплощается; процесс познания – это припоминание того, что душа знает до рождения (анамнезис). Платон – создатель учения об "идеальном государстве", которым должны управлять философы-мудрецы.
Аристотель,древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основоположник логики; создал свою школу "Ликей". По Аристотелю, все сущее имеет два первоначала (Бог и материя) и четыре первопричины (формальную, движущую, целевую и материальную). Аристотель выделил две группы форм государственного устройства – справедливые (монархия, аристократия, полития) и несправедливые (тирания, олигархия, демократия).
В эллинистический период (IV – II вв. до н.э.) античные философы обратились к проблемам личной жизни человека, возможности обретения счастья.
Киники (Кратет, Диоген) призывали человека удовлетворять только естественные потребности, отказаться от людских пороков (богатства, славы, удовольствий, общественных обязанностей и норм) и достигать внутренней свободы. "Приучайтесь обходиться малым", – призвал своих учеников Кратет.
Диогениз Синопа отвергал все достижения цивилизации (жил в бочке), проповедовал аскетизм; отличался откровенным, циничным поведением, презрением ко всем общественным нормам.
Эпикур, философ-материалист, полагал, что счастьем и добродетелью является разумное наслаждение – "атараксия" (позиция гедонизма); проповедовал уход от общественной деятельности ("Живи незаметно").
Стоики(Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) считали, что счастье – в свободе от страстей, апатии (бесстрастии), в равнодушии ко всему происходящему, т.к. в мире правит закон (Логос) и в жизни все предопределено судьбой (фатализм).
Скептики (Пиррон,Энесидем, Секст Эмпирик) подвергали сомнению возможность познания действительности и проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья.
В римский период (I вв.до н.э – V-VI вв. н.э.) не было выработано новых концепций; мыслители либо развивали идеи греческой философии (атомизм Лукреция, стоицизм Сенеки, неоплатонизм Плотина), либо пыталась синтезировать "лучшие" идеи предыдущих школ (Цицерон, Марк Аврелий).
Тема 5. Средневековая философия
Средневековая философия (IV-XV вв.) в Западной Европе занимает подчиненное положение по отношению к религии христианства ("философия – служанка богословия"). Характерные черты: теоцентризм, авторитаризм, креационизм, проблема соотношения веры и разума, принцип откровения, спор об универсалиях, сотериология, провиденциализм, эсхатология.
В философии Средневековья выделяются два периода – патристика (II-V вв.) и схоластика (V-XV вв.).
Патристика – христианское богословие II-VIII вв., апологетика "отцов церкви" (Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Августин Блаженный и др.).
Схоластика (греч. schola – школа) – теологическая философия в VI-XV вв., ставившая целью рациональное обоснование христианского вероучения (Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр, Фома Аквинский, У. Оккам, Ж. Буридан и др.). Характерные черты схоластики: ориентация на учение Аристотеля, оторванность от реальной жизни, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, авторитаризм, схематичность, назидательность, учительство. Позднее термин "схоластика" обрел значение бесплодного умствования, буквоедства.
Теоцентризм(греч. Theos – Бог) – главная черта средневекового мышления, основанного на идее Бога как сверхъестественной, совершенной, благой личности, определяющей все происходящее в мире.
Креационизм(лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего. Мир полностью зависим от Бога, т.к. божественное всемогущество продолжает поддерживать бытие мира.
Теодицея– теологическая проблема оправдания Бога, т.е. доказательства того, что существование зла согласуется с благостью, всемогуществом Бога.
Принцип откровения в средневековой философии означал, что высшую истину человек познать сам не может, т.к. это тайна, которую Бог открывает человеку по своей воле через пророков, Священное писание, церковь, озарение.
Спор об универсалиях(лат. universalis – общий) – вопрос о природе общих понятий или идей, который стал предметом споров в схоластике X-XIV вв. По этому вопросу, определились два направления: номинализм и реализм.
Согласно реализмуобщие понятия (универсалии) существуют реально, т.е. объективно, "до вещей" – в Божественном разуме (Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эригена, Альберт Великий, Фома Аквинский).
Согласно номинализму подлинным существованием обладают единичные вещи, а общие понятия – это "имена" для их обозначения, т.е. универсалии существуют "после вещей" (И. Росцелин, У. Оккам, П. Абеляр, Ж. Буридан).
В основесредневековой антропологиилежат религиозные догматы христианства: Бог сотворил человека "по своему образу и подобию", но человек ослушался Бога (первородный грех), его природа стала "испорченной"; поэтому смысл жизни человека – вернуться к Богу, искупить свои грехи.
Сотериология – религиозное учение о спасении души через веру в искупительную жертву Христа.
Провиденциализм– учение о том, что все в мире и в судьбе человека предопределено волей Бога, происходит согласно божественному замыслу.
Жан Буридан – философ-схоласт, которому приписывают аргумент против свободы воли: осел, умирающий от голода между двумя охапками сена ("буриданов осел").
Эсхатология – христианское учение о конце истории нашего мира, согласно которому наступит "Царство Божие" после Страшного суда.
Тертуллианодним из первых он противопоставил христианскую веру и рациональное знание, утверждал их несовместимость ("верую, ибо абсурдно").
Августин Аврелий "Блаженный" – христианский теолог этапа патристики, автор сочинений "Исповедь", "О граде Божьем". Августин утверждает веру в качестве исходного основания любого знания ("верую, дабы понимать"). По Августину, спасение зависит от Божьей благодати в человеческом сердце. Августин разрабатывает концепцию о двух "градах" – земном и небесном.
Фома Аквинский – средневековый философ, основатель томизма; причислен католической церковью к лику святых. Сочинения: "Философская сумма", "Сумма теологии" и др. Фома утверждает, что бытие и сущность совпадают в Боге, всякая вещь существует по воле Бога. Бог – абсолютное добро; зло – это только неполнота добра. Аквинский обосновывал ценность познания как средства для укрепления веры: вера не должна противоречить разуму, основные положения веры могут быть рационально доказаны (так Фома Аквинсткий сформулировал пять доказательств существования Бога).
Уильям Оккам предложил принцип экономии мышления ("бритва Оккама") – "сущности не следует умножать без необходимости", т.е. подлинное объяснение должно быть предельно простым.
Петр Абеляр, автор известной автобиографии"История моих бедствий", полагал условием веры понимание разумом и развивал метод диалектики как науки о речи, которая имеет дело только с именами и языковыми понятиями.
Положение средневекового свободомыслия о полной автономии веры и разума нашло свое выражение в доктрине "двух истин".
Тема 6. Философия эпохи Возрождения
Возрождение (Ренессанс) – историческая эпоха XV-XVIII вв., которая получила название за стремление мыслителей (в основном – в Италии) к возврату ценностей и идеалов Античности. Эпоха Возрождения объявила Средневековье "невежественным" периодом в истории и стала отрицанием средневековой схоластики. Возрождение формируется в Италии. Характерные черты философии Возрождения: антицерковная и антисхоластическая направленность, натурфилософия, пантеизм, антропоцентризм, устремленность к человеку, вера в его физический и духовный потенциал, оптимистический характер, гуманизм; ориентация на искусство и гуманитарные дисциплин. Представители: Ф.Петрарка, Л.Валла, Леонардо да Винчи, Э.Роттердамский, Дж.Мирандолла, Т.Кампанелла, Н.Кузанский, Дж. Бруно.
Эразм Роттердамский в сочинении "Похвала глупости", высмеивает средневековых схоластов, обосновывая, что "от великого до смешного один шаг".
Согласноантропоцентризму в эпоху Возрождения человек объявлялся центром и высшей целью мироздания: человек в своей деятельности и замыслах ничем не ограничен; человек свободен и может стать тем, кем пожелает; человек подобно Богу, создает новый мир, красоту, самого себя.
В эпоху Возрождения возникает гуманизм – идейное направление, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает его право на свободу, счастье и объявляет благо человека главной целью социального развития.