Тема 10. Проблема бытия
Бытие – категория, в которой выражаются предельно общие характеристики всего существующего; самое абстрактное понятие. На основе категории бытия в философии выявляется единство мироздания, т.е. всеобщее, объединяющее основание для всех явлений мира (категории субстрата и субстанции). Проблема бытия была поставлена в Античности: согласно Пармениду, бытие есть то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо; по Платону, бытие есть мир "эйдосов" – идеальных, неизменных, вечных сущностей.
Субстанция (лат. substantia – то, что лежит в основе) – категория, обозначающая первоначало, первопричину, первооснову всего сущего; источник единства и многообразия бытия, всеобщее основание бытия, объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех ее форм. Категория субстанции выражает единство бытия: субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний; она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе. В античной философии субстанция трактовалась как первоначало и первооснова всех вещей (например, "вода" у Фалеса, "огонь" у Гераклита). В Средние века вопрос о субстанции решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В Новое время категория субстанции трактовалась по-разному: Спиноза развивал учение о единой субстанции, являющейся causa sui, т.е. причиной самой себя (Богом-природой); по Декарту в основе бытия лежат две субстанции ("мыслящая" и "протяженная"); Лейбниц развивал учение о множественности духовных субстанций – "монад"; Гегель определял субстанцию как целостность саморазвития Абсолютной идеи; в марксизме субстанция трактуется как материя.
Субстрат – это то, из чего все сделано, из чего все состоит, некий первоматериал, первовещество; по сути, тождественно понятию "материя".
В объективном идеализме субстанция трактуется как Абсолют – бесконечная, духовная первооснова вселенной, которая творит мир (в религиозной философии – Бог; у Гегеля – Абсолютная Идея; у Шопенгауэра – Воля).
В отношении бытия объектов выделяют два вида свойств: атрибут – неотъемлемое, необходимое свойство объекта и акциденцию (модусы) – несущественные свойства объекта.
В процессе познания в бытии объекта выделяют два уровня: явление – свойства объекта, обнаруживаемые в чувственном познании; сущность – единство внутреннего содержания, законы бытия объекта, познаваемые разумом.
В современной философии активно разрабатывается понятие виртуальная реальность (лат. virtus – возможный) – создаваемая техническими средствами модель мира, для которой характерен эффект присутствия в ней человека.
Тема 11. Материя как философская категория
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от них (В.И. Ленин). Трактовки материи в философии: в объективном идеализме материя трактуется как порождение духовного первоначала, нематериальной субстанции –Абсолюта, Высшего Разума; в теизме и деизме материя сотворена Богом, а потому не является субстанцией, т.к. материя существовала не всегда: был такой момент, когда ее не существовало(принцип креационизма);в субъективном идеализме отрицается существование материи вне сознания человека и утверждается, что материя – это внешняя проекция комплекса наших ощущений; вгилозоизме утверждается, что материя (природа) одушевлена, подобно человеку; в пантеизме материя отождествляется с субстанцией-Богом, обожествляется, трактуется как воплощение Бога; в метафизическом материализме материя первична по отношению к сознанию, качественно неизменна, не развивается, существуя по законам механики; в диалектическом материализме материя трактуется как объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин), как субстанция, находящаяся в процессе саморазвития.
Развитие представлений о материи: 1) Натурфилософские представления о материи. В древнегреческой натурфилософии VI-V вв. до н.э. материя понимается как первоначало (субстанция, то из чего все возникает) и отождествляется с различными природными стихиями (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, огонь у Гераклита и т.д.); 2) Естественнонаучные представления о материи. В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием естествознания материя понимается как субстрат (то, из чего все состоит), как вещество, состоящее из атомов (идея восходит еще к Демокриту), обладающее свойствами неделимости, протяженности, плотности (Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др.). Однако это понимание материи оказалось слишком узким, когда в конце XIX – начале XX вв. был сделан ряд открытий (элементарные частицы, поля, радиоактивность и др.); 3) Философско-гносеологические представления о материи. В начале XX века в целях преодоления кризиса в понимании материи В.И. Ленин в труде "Материализм и эмпириокритицизм" дает трактовку материи как философской категории для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека и отображается нашими ощущениями непосредственно или опосредованно (с помощью технических средств); 4) Философско-онтологические представления о материи.С середины ХХ в. материя начинает пониматься как субстанция, абсолютная реальность, "причина самой себя" (истоки – у Б.Спинозы), которая обладает множеством атрибутов (движением, мышлением, творчеством, вечностью, бесконечностью и т.д.). Так, в синергетике (И. Пригожин) опровергается традиционная идея о неспособности материи к саморазвитию и утверждается идея творческого характера саморазвития материального мира.
Тема 12. Движение, пространство и время
Движение – любые изменения, т.е. всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Некорректно (слишком узко) понимать движение как механическое, пространственное перемещение объектов (что характерно для обыденного сознания и философии и науки XVII-XVIII вв.). С позиции диалектического материализма, движение – это способ существования материи (Энгельс): материя не может существовать вне движения; нет движения без материи, как нет и материи без движения.
Движение и покой. Так же как и материя, движение материи абсолютно, а покой – относителен. Покой выступает как момент движения, при котором сохраняется качественная определенность движущегося бытия. Любой "покоящийся" материальный объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения.
Формы движения материи. В XIX в. Ф.Энгельс выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В основу этой классификации Энгельсом были положены три принципа: 1) требование соотнесения форм движения материи с определенными материальными носителями; 2) генетическая взаимосвязь: "высшие" формы движения материи возникают на основе развития "низших"; 3) принцип антиредукционизма: каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, ее законы нельзя сводить к законам предшествующих форм (так в XVII-XVIII вв. была распространена такая форма редукционизма как механицизм – сведение высших форм движения к низшей – механической).
Типы движения. Выделяют два основных типа движения: 1) количественные изменения – движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества; 2) качественные изменения – движение, связанное с изменением качественного состояния предмета (развитие, прогресс, регресс).
Развитие – направленные, необратимые, качественные изменения, обусловленные противоречивостью объекта. Развитие – это особый вид движения, т.е. всякое развитие есть движение, ноне всякое движение является развитием (развитие отличается от движения направленностью). Идея развития утверждается в философии в XIX веке. До этого для философии и естествознания XVII-XVIII вв. было характерно понимание всего движения как механического, пространственного перемещения объекта без его качественного преобразования.
Прогресс– качественные изменения объекта в сторону повышения уровня его упорядоченности, организованности, сложности.
Регресс– качественные изменения объекта, сопровождающиеся утратой у него способности к выполнению тех или иных функций.
Пространство и время – это особые формы бытия материи (диалектический материализм). Трактовки пространства и времени: объективный идеализм – они существуют независимо от сознания человека, являются порождением духовной субстанции (Бога, Разума и т.п.); субъективный идеализм – они являются свойствами сознания человека, априорными (доопытными) формами человеческого созерцания (И. Кант); в материализме существует две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.
Субстанциальная концепция пространства и времени (лат.substantia – сущность) характерна для метафизического материализма и была обоснована И.Ньютоном в XVII веке. Пространство и время рассматриваются как абсолютные сущности, существующие независимо от материи. Абсолютное пространство – это пустота, в которой располагаются все тела (эта идея была высказана еще мыслителями Античности). Абсолютное время – это чистая длительность. Пространство и время – это "вместилище" материальных тел. Выводом из этой концепции является статическая теория пространства и времени, согласно которой они имеют неизменные характеристики и существуют независимо от материи. Пространство в этой концепции описывается одной – евклидовой геометрией, а время выглядит линейным.