И. КАНТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом в его поздней работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", опубликованной в 1886 г. Под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма.
Что касается общего характера классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.
Вспомним, к примеру, рационалистов Нового времени, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума. Иначе ставится этот вопрос в немецкой классике, где речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты. Но откуда происходит этот мир? Где его корни?
В ответе, который дают на такой вопрос немецкие философы, скрыта колоссальная мистификация, поскольку они, начиная с Канта и заканчивая Гегелем, выводят мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект таким образом оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного, а затем объективного идеализма.
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к внутренней лаборатории субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии.
Классическая немецкая философия была обречена на неуспех. Она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука. Что касается немецкой классики, то здесь была поставлена противоположная задача. Кант и Фихте, в особенности, стремились превратить философию в науку. Именно с этим связаны приемы дедукции и конструкции, которые они использовали для построения философской теории. Эти приемы с самого начала отпугивают даже не очень робкого читателя, и он откладывает "Критику чистого разума" Канта или до лучших времен, или навсегда, вынося свой "авторитетный" вердикт: это понять невозможно. Тем не менее, нам не остается ничего иного, как предпринять еще одну попытку в разъяснении существа этой философии.
Окончив философский факультет, Кант занялся преподавательской деятельностью, которой посвятил 41 год. За достигнутые успехи Кант был признан первым философом Германии. Его творчество принято делить на два периода.
Так называемый "докритический" период в творчестве Канта связан с его интересом к законам естественного мира. Характерны названия его первых работ, таких как "Мысли об истинной оценке живых сил" и "Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения". Магистерская диссертация Канта называлась "Об огне", а самый известный трактат этого периода - "Всеобщая естественная история и теория неба". В этом космогоническом произведении речь идет об образовании Солнечной системы из газопылевого облака. Впоследствии эта теория получила название теории Канта-Лапласа. В физике Кант обосновывал относительность движения и покоя, в биологии занимался вопросами классификации животного мира, в антропологии предложил идею естественного происхождения рас.
В Новое время метафизика стала ядром всякой философской системы. Что касается эпохи, в которую жил Кант, то в это время метафизика занималась исследованием мира в целом, души и бога. И в соответствии с этим, она делилась на рациональную космологию, рациональную психологию и рациональную теологию, в которых чисто умозрительно обосновывалось существование этих сверхприродных форм бытия.
Метафизика опиралась на формальную логику, основы которой заложил еще Аристотель. Но уже предшественник Канта немецкий философ Лейбниц показал, что, пользуясь этой логикой, метафизика приходит к взаимоисключающим выводам о мире в целом. Отталкиваясь от тех противоречий, которые обнажила метафизика Лейбница - Вольфа в Германии, Кант делает свое заключение: метафизика вообще невозможна как строгая наука.
Главный порок метафизики Кант видел в том, что она догматична, поскольку абсолютно некритически принимает предпосылку о том, что познание мира в целом возможно, и при этом никак не исследует наши познавательные возможности, хотя именно эту задачу, считает Кант, должна прежде всего решать философия. И такую философию Кант называет, в противоположность догматической метафизике, критической философией. Это был переворот в философии, равный по масштабам Великой французской революции.
Таким образом, в 70-е годы начинается "критический" период в творчестве Канта. В это время были созданы его знаменитые "Критики": "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика способности суждения". Кантовская критика метафизики привела к пересмотру того, что и как должна изучать философия. И, прежде всего она обнаружила пустоту той логики, которой пользовалась традиционная метафизика.
Недостаток формальной логики Кант видел в том, что она не позволяет получать нового знания, а только преобразует уже имеющееся знание. Это логика анализа, а не логика синтеза. Наши суждения, согласно Канту, делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают содержание наших понятий, например, треугольник - это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла. Новое тут появляется только для тех, кто не знает значений соответствующих слов.
Если общая логика регулирует отношения между суждениями в соответствии с их формой, то ее совершенно не интересует, как происходит синтез содержания внутри самого суждения. В отличие от обычной "общей логики", основы которой заложил Аристотель и которую культивировали средневековые схоласты, эта логика должна быть логикой суждения, а не логикой рассуждений. Это логика синтеза содержания, а не логика анализа формы.
Трансцендентальный - значит выходящий за пределы. В случае с логикой это означает, что она впервые выходит за пределы субъекта, что было невозможно для обычной логики. Трансцендентальная логика Канта рассматривает не только отношения между суждениями субъекта. Занимаясь правилами образования суждений, она вынуждена рассматривать отношение субъекта к объекту, отношение познающего человека к объективному миру. Но данную задачу в философии Нового времени решала теория познания. Теория познания до Канта не имела ничего общего с логикой, а логика с теорией познания.
Таким образом, трансцендентальная логика у Канта оборачивается теорией познания нового типа. При этом в ней идет речь о правилах образования суждений двух видов: апостериорных и априорных. "Апостериори" буквально переводится как "после опыта", "априори" - " до опыта". Трансцендентальная логика может и должна заниматься некоторыми обобщенными правилами, которые необходимы и в математике, и в любой другой области знаний. Такие предельно общие понятия со времен Аристотеля именовались "категориями". Аристотель считал их наиболее общими формами "всякого бытия", а также наиболее общими формами "сказывания о всяком бытии".
Кант делит все категории на априорные формы созерцания и чистые рассудочные понятия. Априорными формами созерцания, по Канту, являются пространство и время, а чистыми рассудочными понятиями - причинность, необходимость т.д. Благодаря априорным формам созерцания, считает Кант, мы имеем дело уже с упорядоченным опытом, а не с хаосом внешних впечатлений. А благодаря чистым рассудочным понятиями этот опыт становится осмысленным. Чувства без понятий слепы, говорит Кант, а понятия без чувств пусты.
Кант поставил перед собой задачу объяснить, как возможно всеобщее, необходимое и объективное знание, без которого немыслима наука. Он сделал вывод о том, что не чувственный опыт внушает нам уверенность в объективности нашего знания, а те самые априорные формы, о которых говорилось выше. И этот странный, на первый взгляд, вывод трудно опровергнуть. Ведь на самом деле элементарное математическое доказательство придает любому положению математики такую принудительную силу, какую не сообщает ему никакая чувственная достоверность. Как бы ни очевидно было то, что сумма внутренних углов треугольника равна двум прямым, известное доказательство успокаивает нас в гораздо большей степени, чем самые тщательные измерения с помощью самых точных измерительных приборов. Так откуда же берутся эти правила и формы, позволяющие всем нам одинаково воспринимать мир и верить в истинность полученной картины мира?
Отвечая на этот вопрос. Кант утверждает, что указанные всеобщие правила и формы предваряют личный опыт каждого человека, то есть по отношению к индивиду они априорны. Что касается происхождения этих форм, то оно, по мнению Канта, является тайной, которая вряд ли когда-либо будет раскрыта. Казалось бы, такой ответ должен нас разочаровать. Но он разочаровывает и обнадеживает одновременно. Надежда связана с тем, что для Канта уже не приемлемы те способы объяснения, которые предлагались до него. Напомним, что у рационалиста Декарта объективность наших знаний гарантировалась Богом, а у его антагонистов-эмпириков - устройством наших чувств. Но Кант уже не может полагаться в научных вопросах на мудрость Всевышнего. Точно так же он ясно видит тупик, в который зашли те, кто опору для научных истин искали в природной гармонии нашего тела и разума со всей окружающей действительностью. Но если ни в Боге и ни в Природе, то где искать опору и гаранта для истинного познания?