Смекни!
smekni.com

Философия эпохи возрождения 16 (стр. 10 из 15)

Тема 7

Основные вопросы онтологии

1. Понятие бытия, его уровни. Понятие небытия.

Бытие - это философская характеристика мира как рационально устроенного целого, в котором сущность и существование вещей совпадают.

При взгляде на мир в первую очередь поражает его беспредельность в пространстве и времени и бесконечная разнородность предметов и явлений. Эта беспредельность и бесконечность способны парализовать волю и интеллект человека, повергнуть его в пессимизм и уныние. Слишком уж несоизмеримыми кажутся ограниченность человеческой жизни и вечность мира. Чтобы не затеряться и не пропасть в таком мире, человек должен попытаться найти свое место в нем, соотнести его бесконечность со своей конечностью. Это возможно в том случае, если рассматривать мир и человека не как противостоящие друг другу реальности, а как единое целое.
Уже в рамках мифологической культуры люди пытались мыслить мир не как хаос, а как космос, то есть, как разумно организованное целое. Но для мифологического мышления в целом все же характерно понимания мира как чего-то неустойчивого, балансирующего на грани между хаосом и космосом, подверженногосудьбе, а не строгому закону. Появление философии, среди прочих причин, было обусловлено стремлением к построению такой картины мира, в которой не было бы места неопределенности и случайности. Такой мир в философии выражается через понятие "бытия". Бытие - это все, что есть. В этом смысле оно абсолютно, то есть является причиной самого себя. Об этом говорил еще Парменид: "Бытие есть, небытия - нет". Бытие - это всеединство. В отличие от других понятий, бытие не имеет парного ему противоположного понятия.

С точки зрения философии нельзя считать синонимами "бытие" и "существование": существование является бытием лишь в том случае, если оно рассматривается как разумно устроенное целое. Аристотель писал об этом так: "Бытие же само по себе приписывается всему тому, что обозначается через формы категориального высказывания, ибо сколькими способами делаются эти высказывания, в стольких же смыслах обозначается бытие".6 Иными словами, если существование выражено посредством понятий, оно становится бытием.
Основной философской дисциплиной, изучающей бытие, является онтология (от греч. "ontos" - сущее и "logos" - учение). Впервые упоминание об онтологии встречается в "Философском словаре" Гоклениуса (1613), затем у Глауберга (1656) и у Христиана Вольфа. Характеризуя онтологию, известный русский философ С.Л.Франк писал: "Онтологический вопрос есть вопрос не об "истинном бытии" в смысле какой-то внутренней, скрытой субстанциальной сущности бытия в противоположность "не-истинному", "кажущемуся" бытию, а есть вопрос об "истине бытия", то есть о построении правильной и адекватной системы бытия как единства отношений между сторонами или моментами бытия".

В течение истории философии определился круг основных онтологических вопросов. Это:

* Отношение между неизменным и меняющимся в бытии, то есть, вопрос о субстанции бытия;

* Отношение между идеальным и реальным, то есть, между вневременным и временным бытием;

* Основные отношения и параметры бытия: закономерность, причинность, телеологическая связь, пространство и время.

Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:

* Уровень объективной реальности;

* Уровень субъективной реальности;

* Уровень трансцендентной реальности.

Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто - способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.

Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия отсутствия.

2. Соотношение необходимости и случайности

Весьма интересными категориями диалектической логики являются категории необходимости и случайности. К сожалению, в научной и даже в учебной литературе нет единого мнения по определению их категориального статуса. За рабочее определение примем следующее: необходимость – это отражение всеобщих, закономерных, преимущественно устойчивых, отношений действительности. При определенных условиях она непременно должна произойти. Необходимым является обмен веществ для живого организма, ибо это вытекает из самой сущности жизни: без ассимиляции и диссимиляции, без постоянного усвоения питательных веществ из окружающей среды и выделения продуктов распада нет и самой жизни. В качестве необходимости для человечества выступает сегодня преодоление глобального экологического кризиса. Еще пример: в IХ–Х вв. для объединения восточнославянских племен в единое, сильное и могущественное государство необходимо было идеологическое оружие, которое сделало бы возможным политическую централизацию страны. Только так Россия сохранила бы свою самостоятельность и независимость. Каким же могло быть это оружие? Воззрения славянских народов в то время носили политеистический характер, на каждой полянке поклонялись своему богу, существовала целая плеяда богов: бог грозы Перун, бог Солнца Даждьбог, бог животворящих сил природы Ярил, бог огня Сварог, бог скота Велос и др. Нужна была единая и великая идея, которая бы могла объединить весь русский народ. Такой идеей и стало христианство. В конце 80-х годов X в. князь Владимир принимает христианскую веру в ее византийской разновидности. С принятием этой веры князь Киевский извлекал экономические и политические выгоды из сближения с мощной и культурной Византией. Для России принятие христианства было явной необходимостью, как отражение устойчивых, закономерных, всеобщих отношений действительности. Но этот союз был необходим и для Византии. Она стремилась привязать к себе религиозными узами своего сильного и беспокойного северного соседа, обрести в нем если не вассала, то, во всяком случае, союзника в борьбе с другими, не менее беспокойными соседями.

Противоположное необходимости понятие случайности определяется следующим образом. Случайность выражает в основном несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Она может проявиться, а может не проявиться, может произойти так, а может иначе.

Так, в теле человека массой 70 кг содержится около 780 г фосфора в виде фосфатов кальция. Фосфор присутствует в костях человека и животных. Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г. Как мы восполняем эту потребность: с хлебом, или с фасолью, с рыбой, или с сыром – случайность. Но для правильного питания необходимо соблюдать баланс между количеством потребления фосфора и кальция. Диспропорция этих элементов в организме неминуемо ведет к его заболеванию.

Случайность очень часто проявляется в точке пересечения необходимых процессов. Проанализируем в этом плане случай градобития посевов зерновых. С одной стороны, происходит необходимый, совершающийся по биологическим законам процесс вегетации. С другой – необходимый по метеорологическим законам процесс испарения влаги с поверхности почвы, водоемов и последующего выпадения осадков. Из биологических законов отнюдь не следовало, что растения должны быть побиты градом, так же как из метеорологических законов выпадения осадков отнюдь не следовало, что град обязательно должен выпадать на зерновые, а скажем, не на соседний лес. Таким образом, само по себе градобитие наступило как случайное следствие пересечения двух, несомненно, необходимых, но внешних по отношению друг к другу процессов.

3. Общее, единичное, особенное

Единичное — это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную, качественную и количественную определенность.

Представление о мире только как о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потому неверно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, можно говорить, что нет двух абсолютно раз­личных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Все звезды обладают общими чертами, отличающими их от всего другого. То же можно сказать про минералы, растения, животных и т.д. Общее — это единое во многом. Единство может выступать в форме сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых в оп­ределенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются на основе обобщения в виде понятий и обозначаются нарицательными именами: «человек», «растение», «закон», «причи­на» и т.д.

В каждом единичном заключается общее как его сущность. Например, утверждение, что данный поступок есть подвиг, означает признание за данным единичным действием некоего общего каче­ства. Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.

Предметы могут обладать различной степенью общности. Еди­ничное и общее существуют в единстве. Их конкретное единство есть осо­бенное. При этом общее может выступать в двояком отношении: по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к большей степени общности — как особенное. Например, понятие «русский» выступает как единичное по отношению к понятию «сла­вянин»; последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное к понятию «человек». Итак, единичное, особенное и общее — это соотносительные категории, выражающие взаимо­переходы отражаемых предметов и процессов.