Смекни!
smekni.com

Понятие бытия в философии Э.Фромма (стр. 2 из 3)

Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕКА - БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ.

После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

ВЫЗВАНА ИМЕННО ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НЕ ОБЛАДАНИЕ.

Книга начинается с анализа понятия ЖЕЛАНИЯ. Теория благоденствия,

существования, призванного удовлетворять желания (радикальный гедонизм)

никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в

Индии, ни в Европе.

Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп (1-я половина

4в до н.э.). Аристипп был единственным в истории философии гедонистом,

который учил, что само существование желания служит основанием для права

на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни -

Наслаждения. Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что

фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они

различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные,

действительные потребности, реализация которых ведет к развитию

человека.

Возрождение философии гедонизма у философов 17 - 18 века, а в нашу

эпоху - возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм

объясняет расцветом эгоистичноиндустриальной системы человеческих

ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован

на максимальное потребление: "Наше время - время величайшего социального

эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос,

может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на

проблему человеческого существования."

Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению

заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Выход

из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и

установок человека.

Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все

великие учения - Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает

вывод, что ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ являются двумя основными способами

существования человека, преобладание одного из которых определяет

различия в индивидуальных характерах людей и типах социального

характера.

Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идеоматических

изменениях в языке индустриальных стран.

Некоторое изменение смыслового значения понятий БЫТИЯ и ОБЛАДАНИЯ

нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все

большем использовании существительных и все меньшем - глаголов. Это

связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ: вместо

"Я думаю" - "У меня ЕСТЬ идея".

Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за

последние десятилетия: если в начале века пациент, приходя ко врачу

говорил: "Я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке эта

фраза выглядит иначе: "У меня есть проблемы. У меня бессонница."

Сам по себе лингвистический анализ конечно не может служить

каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот

пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности.

Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не явлется

естественным, Фромм приводит интересноый пример: во многих древних

языках слово ИМЕТЬ вообще отсутствует и должно передаваться косвенной

формой - "это относится ко мне".

ДАЛЕЕ ФРОММ ФОРМУЛИРУЕТ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ:

"Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества

субъекта, а два разных вида ориентации в мире, две структуры,

преобладание одной из которых определяет все, сто человек думает,

чувствует и делает."

ПРИ СУЩЕСТВОВАНИИ ПО ПРИНЦИПУ ОБЛАДАНИЯ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВЫРАЖАЕТСЯ

В СТРЕМЛЕНИИ СДЕЛАТЬ ЕГО ОБЪЕКТОМ ВЛАДЕНИЯ, В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ВСЕ,

И В ТОМ ЧИСЛЕ САМОГО СЕБЯ, В СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

Существование по принципу бытия различется на две формы: одна из

них является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и

причастность к миру, другая форма бытия - это противоположность

видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности

личности или вещи в отличии от обманчивой видимости.

Одним из наиболее важных моментов концепции бытия, разработанной

западной философией, является понятие ПРОЦЕССА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДВИЖЕНИЯ,

как элемента, присущего бытию. Наоборот ОБЛАДАНИЮ (как НЕБЫТИЮ) присуща

ПАССИВНОСТЬ.

Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной

жизни, в таких ее аспектах, как :

ОБУЧЕНИЕ - наличие, либо отсутствие реагирования на информацию

ПАМЯТЬ - актавное и механическое хранение информации:

заметки и записи, как форма обладания, являются

отчужденной памятью

БЕСЕДА - соперники (беседа как форма товарообмена) и

собеседники (удовлетворение от общения)

ЧТЕНИЕ - наличие и отсутствие продуктивного сопереживания

ВЛАСТЬ - "обладать властью" либо "быть властью".

На вопросе власти следует остановиться подробнее: Фромм различает

два типа власти - рациональную, основанную на компетентности и

иррациональную, оснванную на силе. Власть по принципу бытия основывается

на сущности личности - компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии

этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти

Фромм упоминает эксперимент Х.М.Р.Дельгадо с животными (1967), который

доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее

животное немедленно утрачивает власть. Вместе с этим Фромм показывает,

что в большинстве ирархически сложных обществ власть, основанная на

компетентности уступает место власти, основанной на общественном

статусе. В частности в современном демократическом обществе власть

людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег,

вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной

компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет "отчуждением

власти".

Фромм показывает что два способа существования человека - бытие и

обладание - суть потенциальные возможности человеческой природы, однако

в результате внешних условий принцип обладания чаще берет верх. Фромм

опровергает мнение о том, что принцип обладания является основой

человеческой природы.

АНАЛИЗ МОДУСА ОБЛАДАНИЯ

Анализируя различия между двумя способами существвания, Фромм снова

подчеркивает тенденции к обладанию в современном обществе, которые

отражаются в отношении индивида к собственности: если в 19 веке человек

делая покупку хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила,

то в наше время акцент перенесен на сам процесс потребения: покупка

автомобиля, одежды, либо безделушки делается по схеме: приобретение -

временное обладание - выбрасывание - приобретение новой модели. Ярким

примером такого круга приобретения служит автомобиль. Анализируя столь

частую смену автомобиля Фромм приходит к выводу, что в западном обществе

автомобиль служит символом статуса его владельца, расширяющим границы

его власти. Автомобиль более новой марки соответсвует более высокому

статусу его владельца.

Фромм подразделяет обладание на экзистенциальное - обладание

предметами, необходимыми для выживания и характерологического обладания

- страстного желания удержать и сохранить. Фромм еще раз подчеркивает,

что это состояние сознания не является врожденным, а формируется в

результате воздействий социальных условий.

Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием.

АНАЛИЗ МОДУСА БЫТИЯ

Фромм дает определение понятий бытия и обладания: обладание

относится к вещам так как бытие относится к опыту, который, в отличии от

вещей, не поддается описанию.

МОДУС БЫТИЯ ИМЕЕТ В КАЧЕСТВЕ СВОИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕЗАВИСИМОСТЬ,

СВОБОДУ И НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКОГО РАЗУМА. ЕГО ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА -

АКТИВНОСТЬ.

Фромм формулирует понятие "активность" не как активность в смысле

внешней занятости, а как активность в смысле продуктивного использования

своих человеческих потенций. Быть - значит отказаться от своего

эгоцентризма и себялюбия. Людям, ориентированным на обладание, такая

задача кажется невыполнимой так как это подразумевает их отказ от

стереотипов поведения и проявление своей внутренней активности.

Фромм определяет активность как "социально признанное

целенаправленное поведение, результатом которого являются

соответствующие социально - полезные изменения", в то время как

активность в современном смысле слова относится только к поведению, а не

к личности, стоящей за этим поведением и не делается различий между

активностью и занятостью. Механическую занятость Фромм относит к

отчужденной активности.

Такой кажущийся новым подход к пониманию активности объясняется

тем, что в философской традиции доиндустриального общества понятия

"активность" и "пассивность" употреблялись не в современном значении,

потому-что отчужденность труда еще не достигла такой степени. По этой

причине Аристотель, к примеру, не делал различий между активностью и

занятостью. Аристотель считал, что наивысшей формой деятельности

являляется созерцательная жизнь, посященная поискам истины, ни в коем

случае не отождествляя созерцание с безделием. Фома Аквинский также

ставил превыше всего внутреннее созерцание, однако уже Майстер Экхарт

высказывается в пользу активности, отрицая простую занятость, оторванную

от духовной жизни. Спиноза в своей "Этике" уже конкретно разграничивал

понятия активности и пассивности, отождествляя их с действием и

страданием. Спиноза делит человеческие желания на "активные" и