"пассивные". Первые проявляются в результате внутренней свободы, вторые
- в результате действия внешней силы. Тем самым Спиноза связывал понятия
свободы и активности.
Фромм категорически опровергает мнение, что обладание, как способ
существования, присущ природе человека и неискореним. Для опровержения
идеи о том, что люди по своей природе пассивны и неспособны к
деятельности без непосредственной угрозы или материальной выгоды Фромм
приводит следующие доказательства:
1) Данные о поведении животных. Они показывают, что многие виды с
удовольствием выполняют сложные задания даже тогда, когда не получают
никакого материального вознаграждения.
2) Новые исследования поведения детей. Потребность младенцев активно
реагировать на сложные стимулы опровергает мысль Фрейда о том, что
ребенок воспринимает внешние стимулы как угрозу и мобилизует свою
агрессивность для ее устранения.
3) Поведение детей и подростков в процессе обучения. При изложении
материала в живой форме они обнаруживают необыкновенную активность и
инициативу.
4) Поведение в процессе работы. Классический эксперимент Э.Мэйо показал,
что появление заинтересованности у рабочих полностью изменяет их
отношение к монотонной работе. Материальное стимулирование труда
также приводит к повышению заинтересованности, однако создание
условий труда, при которых рабочие смогут проявлять инициативу,
приводит к появлению удивительной изобретательности, активности и
воображения. При этом рабочие получают большое удовлетворение.
Фромм также подчеркивает стремление делиться с другими и жертвовать
собой как характерную черту существования по принципу бытия, определяя
это стремление как потребность.
Это стремление он обнаруживает анализируя исторические события. При
этом он приходит к неутешительному выводу, что только события массовых
бедствий и войн мобилизуют готовность человека жертвовать собой. Периоды
мира, наоборот, способствуют развитию эгоизма.
Самопожертвование в фанатических акциях террора Фромм относит,
наоборот, к проявлениям нарциссизма: крайняя потребность в любви
заставляет индивида считать, что самопожертвование позволит ему испытать
высшую форму любви.
4. Новый Человек
Заключительную часть книги Фромм посвещает теории построения Нового
Общества, ориентированного на бытие. Нет необходимости подробно
разбирать эту теорию так как это было бы отходом от основной темы моей
работы. Достаточно лишь сказать, что в ней имеются слабые стороны, что и
дает повод его противникам назвать ее 'утопической'. Со своей точки
зрения они, естественно, правы, однако, если согласиться с Фроммом в
том, что истинная жизнь человека - это существование по принципу бытия
и, развивая эту мысль, определить задачей человечества - построение
справедливого общества, ориентированного на бытие, то возникает вопрос:
как этого реально сегодня достичь в масштабах мира ? Однозначного ответа
на этот вопрос в наше время нет и любой путь смело можно называть
утопическим, не рискуя ошибиться - например, тот путь, что предлагает
Фромм.
Отстаивая идею радикального гумманизма, Фромм говорит о создании
Нового Человека и Нового Общества. Он дает следующие определения Нового
Человека :
- Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в
полной мере БЫТЬ.
- Чувство безопасности и уверенности в себе, основанное на вере в
то, что он ЕСТЬ, СУЩЕСТВУЕТ.
- Ощущение себя на своем месте.
- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий.
- Развитие способности к критическому, реалистическому мышлению
наряду со способностью любви к ближнему.
- Всестороннее развитие человека как высшая цель. Всестороннее
самопознание.
Фромм подчеркивает, что в современном обществе появление Нового
Человека невозможно, а без Нового Человека нельзя построить Нового
Общества. Фромм указывает ряд путей, руководствуясь которыми можно
изменить всеобщую ценностную установку на обладание установкой на бытие,
и тем самым осуществить постепенный переход к Новому Обществу:
установление контроля за потреблением, запрещение воздействия на
сознание людей (гипнотическое воздействие рекламы) и т.д. Понимая
малозначительность подобных мер, Фромм говорит о том, что эта задача
является непомерно сложной, однако не является невыполнимой. Сравнивая
все великие учения - учения Будды, Ветхого и Нового завета, Майстера
Экхарта, Маркса и др., Фромм доказывает, что извечная мечта
человечества, построение справедливого общества, которая пока еще
является утопией,в конечном итоге будет воплощена в действительности:
"Технические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы
благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского
времени - утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве
и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой
борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению
столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на
реализацию технических утопий."
5. Заключение
Итак, мы рассмотрели эволюцию понятия бытия, которое появилось на
заре философии, до наших дней. Философская мысль 20 века, которую
выражает Фромм, его предшественники и последователи, подразумевает под
бытием способ существования человека, противопоставляя ему обладание
(как небытие) и определяет существование по принципу бытия как труд,
творческая активность, отказ от отчужденного существования. Эта идея,
являясь одним из последних звеньев в цепи развития понятия бытия, истоки
которой прослеживаются от Аристотеля до наших дней, в то же время не
является и совершенно новой. В том или ином виде она составляет основу
учений Платона, Канта, Шеллинга, учений Дао, буддизма, христианства и
др.
Отличительной особенностью концепции Фромма является то, что он в
своих рассуждениях опирается на данные современной науки, в частности
психологии, и предлагает путь к переустройству общества. Этот путь -
человеческий разум, который необходимо пробудить в каждом человеке:
"Нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна; невозможно
создать и гумманистическое общество, лишь читая книги пророков."
Список литературы
1. Фромм Э. Иметь или быть ?, М.,"Прогресс", 1990;
2. Фромм Э. Психоанализ и религия , М.,"Прогресс",
1990;
3. Велихов Е.П.,Зинченко В.П.,Лекторский В.А.,
Сознание: опыт междисциплинарного подхода, "ВФ",
1988, N11;
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической
западно-европейской философии, М., 1986;
5. Добреньков В.И.,В поисках свободы и
справедливости, М.,1990;
6. Добреньков В.И.,Неофрейдизм в поисках "истины"
(Иллюзии и заблуждения Эриха Ф.), М.,1974;