Смекни!
smekni.com

Мои кратчайшие шпоры по философии (стр. 2 из 3)

8. Древнегреческая философия. Аристотель.

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!! (а у Платона??)

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение, умозаключение, определение, док-во…

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия - хорошо.

9. Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

- жил на рубеже эр

- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел

- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением.

- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально, Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ учения на практике опасно для государства.

- Христос у Оригена не избавитель, а образец.

- Святой дух - посредник между Христом и миром.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей.

- Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

16-17 века.

Бэкон.

- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.

- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.

- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра – в том что многие видят нереалистичную картину мира.

- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:

1. наблюдение фактов

2. их систематизация и классификация

3. отсечение ненужных фактов

4. проверка

5. обобщение

- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!

Декарт.

- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное. Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).

- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д).

- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.

- Метод дедукции

11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за чеорвеческого страха.

12. Философия Французского Просвещения.

- 18 век.

- Проблема человека, гуманизм.

- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.

- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый личный интерес».

- Гуманизация межличностных отношений.

- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные качества.

13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.

- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности

- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания

- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.

- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.

- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.

- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.

- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.

- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.

14. Гегель.

- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).

- В основе рац познания лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.

- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.

- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.

15. Фейербах .

- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!

- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.