Смекни!
smekni.com

Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Человек в информационно-техническом мир (стр. 1 из 4)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УИНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Проблемы и перспективы развития современной цивилизации. Человек в информационно-техническом мире
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

Выполнил: студент группы 521 ГУ Киршак О.В.
Проверил: доцент кафедры философии Божкова Г.К.

Владивосток 2009г


Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИИ.. 4

2.МИРОВАЯ СИТУАЦИЯ КОНЦА XX ВЕКА.. 7

3.УГРОЗЫ И НАДЕЖДЫ НАШИХ ДНЕЙ.. 9

4.ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ. 14

5.ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

Список использованной литературы.. 21

ВВЕДЕНИЕ

Каждая историческая эпоха имеет свою осевую проблему, выражающую главное противоречие этой эпохи. Такой проблемой для второй половины ХХ в. было противостояние двух мировых систем, едва не закончившееся пожаром термоядерной войны. В первой половине XXI в. на фоне ускоряющихся процессов глобализации и становления - через череду кризисов - постиндустриального общества осевой проблемой становится взаимодействие цивилизаций четвертого поколения. От решения этой проблемы зависит будущее всего человечества, его судьба.

Не случайно проблемы глобализации и взаимодействия цивилизаций, предотвращения их самоубийственного столкновения, урегулирования локальных межцивилизационных конфликтов привлекли пристальное внимание ученых и общественности. Однако в подходах к этим проблемам еще много неясного и противоречивого, не выработаны общая концепция и долгосрочная стратегия.

Цель данной работы исследовать узловые проблемы взаимодействия цивилизаций в шести разрезах: демографическом, природно-экологическом, технологическом, экономическом, геополитическом и социокультурном, рассмотреть перспективы развития современной цивилизации и увидеть роль человека в этом информационно – техническом мире.

Главная идея: нарастающая угроза столкновения цивилизаций самоубийственна для человечества, не имеющего для своего самосохранения и развития иного выхода, кроме выработки стратегии и механизмов диалога, сотрудничества и партнерства цивилизаций и государств.

Из противоборства мнений и обобщения новых тенденций общественного развития постепенно вырисовываются контуры будущего общества, перспективы и пути разрешения проблем.

1. ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИИ

"Что такое человечество?" Что нас ожидает?

Ответ на эти вопросы отнюдь не прост. Да разве кто-либо сомневается в том, что мы есть?

Каждый ясно понимает, что существуют независимо от него другие люди. Люди - да. Множество людей - несомненно. Для того, чтобы это утверждать нет нужды в теоретических размышлениях. Это очевидно.

Но вот существует ли такой субъект деятельности, действующий агент истории, как человечество?

В современной западной философии содержится немало попыток доказать, что человечество как нечто единое целое - это фикция. Так например американский философ Стюарт Чейз в книге "Тирания слов" утверждая, что человечества нет как самостоятельной сущности, восклицал: "Попробуйте позвать: Эй Человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

Как видно, скептиков, подвергающих сомнению реальность феномена "человечество" немало. Но человечество существует реально и объективно, независимо от умственных изысков тех или иных теоретиков.

Отечественные историки последних десятилетий от Н. Конрада до Б. Поршнева, от Л. Гумилева до Л. Васильева показали, что общая концепция исторического процесса может быть отстроена лишь на материале истории всего человечества, которое и является подлинным субъектом истории. Понятно, что всемирная история складывается из истории отдельных народов, этносов, государств, каждое из которых имеет собственное лицо.

Единство человечества на любых этапах его бытия определено единством его биологической организации. Люди образуют единый вид. Дети Земли - часть ее биосферы, люди едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам, антропоморфическим постоянным. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Люди Земли едины сущностно - социально. Трудовая деятельность есть прежде всего то, что объединяло в человечество маленькие группы перволюдей, рассеянные по просторам доисторической Ойкумены.

Где бы ни жили перволюди они вышли из единого корня, их действия коррелированы (соответственны, соотнесены) в силу однородности жизнедеятельности, их единит субстанция труда, она их делает гранями целостности.

Люди Земли едины интеллектуально и культурно. Природа Разума все же едина, она одна и та же у всех народов и индивидов, сколь угодно разнящихся по всем другим культурно-историческим признакам. Наличие логики требует от ума признания наличия человечества.

Понятие "целостность" выражает определенный уровень достижения идеальной полноты целого. В ходе истории выявилась и нарастала возможность контактов пространственно раздельных сообществ людей. Сущностное единство дополнялось и обогащалось непосредственным, контактным общением.

От поколения к поколению нарастала целостность человечества. Целостность взяла верх над дискретностью. Сквозь пестроту бытия отдельных стран, многообразия языков и культур, несовпадения ритма и форм развития проглядывает единый общечеловеческий путь истории. Мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

Сегодня, несмотря на продолжающиеся (а иногда и усугубляющиеся) коллизии интересов, вопреки наличным идейно-политическим противостояниям, экономическим столкновениям, геополитическим и военно-стратегическим конфронтациям, проглядывается тенденция к нарастанию планетарного единства.

Около 170 стран мира вовлечены во всесторонний торговый оборот. Экономика развитых стран по существу взаимно интегрирована. Телевидение и радио, телеграф и телефон, телефаксы, электронная почта и компьютерная сеть - все это реально единит самые глухие уголки Земли.

Вместе с тем не исчезли процессы дифференциации, обособления, замкнутости, распада крупных сообществ (от Австро-Венгерской монархии в начале века, Британской империи в середине столетия и до недавнего разрушения СССР и отделения Чехии от Словакии). Жизнь народов Земли далека от гармоничности, пронизана острыми коллизиями, не вписывается в требования оптимальности.

2. МИРОВАЯ СИТУАЦИЯ КОНЦА XX ВЕКА

Где же путь для человечества? Что ожидает род людской?

Сейчас уже ясно, что без раздумий "в масштабе человечества" нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Любые кризисы в экономике или политике преуспевающих или отстающих стран, глубинные или поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего сейчас человеческую цивилизацию. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что сейчас наступает всеобщий кризис современной мировой цивилизации, охвативший ее отношения с Природой, мировую экономику, политические отношения и культуру, и особенно самого человека.

Мир на изломе, на перепутье. Мир устремлен к новому глобальному порядку. Впереди развилка истории, ставящая перед настоятельной необходимостью выбора дальнейшего пути. Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. В современном мировом пространстве циркулируют высочайшие достижения общечеловеческого прогресса. Они выражены в успехах высокой технологии, эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования, сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами цивилизации, влачат существование аутсайдеров.

Еще недавно мы жили в так называемом "двухполюсном" мире. В социально-экономическом и идейно-политическом отношении противостояли друг другу страны развитого рыночного хозяйства (капитализма) и те, которые именовались странами социалистического содружества. А рядом с ними вела свою жизнь большая часть населения Земли, подпадающая под расплывчатую неопределенную характеристику - "третий мир".

Вдруг, как гром с неба, самопроизвольный распад и деградация одной из конфронтирующих сторон, распад нашей страны.

Центры силы стремительно расползлись, возникает многополярность, на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить "Север-Юг". Это противоречие между относительно небольшой группой высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, освоивших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния и, с другой стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии, с массовой бедностью, бурным ростом народонаселения, нестабильностью внутренней жизни.

Не случайно возникающие ныне пестрые концепции глобального развития подчас характеризуются как поиск "стратегии выживания". И когда уже речь пошла не о том, как "жить", а о том, как "выжить", то это не может не вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей. Мы столкнулись с жестокими угрозами. В чем же они? И как их отвести, преодолеть?