Смекни!
smekni.com

Философские воззрения Платона 2 (стр. 1 из 5)

Содержание.

Введение 3

1. Жизненный Путь Платона. 3

2. Учение Платона об идеях. 5

3. Учение Платона о государстве. 11

Заключение. 17

Список использованной литературы 19

ВВЕДЕНИЕ

Платон – один из великих мыслителей античности. Платон отличается исключительной четкостью философской мысли и остротой художественного видения. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма. Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, красноречии и о воспитании. Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.

Жизненный путь Платона

Родился Платон в 427 году до н. э. на острове Эгина. Его родители, Аристон и Периктиона, принадлежали к древним знатным родам. Их семьи имели прочные аристократические традиции. В юности будущий философ получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Платон получил прекрасное образование и уже в юности поражал всех своим поэтическим и литературным даром. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке - у Драконта, ученика знаменитого Дамона (обучавшего самого Перикла), а гимнастке - у выдающегося борца Аристона. Вначале он был назван по своему деду -Аристоклом, имя Платон ему дал учитель по борьбе - то ли за широкий лоб, то ли за его широкую грудь и мощное сложение (греч. platys - широкий, широкоплечий, platos - ширина). Так появился Платон. Занятия борьбой были настолько успешными, что юноша принял участие в традиционных играх на Истме и даже получил там награду. В юности Платон увлекался живописью, сочинял изящные эпиграммы, трагедии, комедии. Значительное влияние на его поэтические занятия оказало творчество знаменитого комедиографа из Сицилии пифагорейца Эпихарма, IV- V вв. до н. э., сохранилось 25 эпиграмм, приписываемых Платону. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет, в 408 году до н. э. Платон встречает Сократа. Перед встречей с Платоном Сократ видел во сне у себя на коленях молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица, посвященная Аполлону. Символическое толкование этого сна предсказывало появление у Сократа необычайно талантливого ученика. Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним из постоянных собеседников, преданных друзей и ревностных слушателей. С этого времени и вплоть до казни Сократа в 399 году до н. э. Платон не расстается с учителем. Уважение и любовь к Сократу Платон хранил всю свою жизнь. Большинство сведений о Сократе, его диалоги и речи мы знаем благодаря тому, что Платон записал их. Практически все произведения Платона написаны в форме диалогов, главным действующим лицом которых выступает Сократ. Платон очень тяжело переживал смерть Сократа. Ранний период творчества начинается именно с этого трагического события в жизни Платона, со смерти Сократа, и заканчивается первой поездкой Платона на Сицилию. Впервые Платон, устами Сократа, начинает излагать свои собственные мысли. Мы видим, как появляется образ платоновского Сократа. Он много странствовал, покинув Афины на долгие годы, в начале своего пути Платон отправляется в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебирается в Южную Италию. В Италии он вступает в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях, эта философская школа переживала тогда период расцвета. Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Также он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, может быть и в Индии. В конце своих странствий, в 389 г. до н.э. Платон оказался в Сиракузах на о. Сицилия. В то время там правил тиран Дионисий Старший. Он пытался побудить Дионисия Старшего к преобразованиям государственного управления в соответствии со своими политическими представлениями. Двухлетнее пребывание в Сиракузах закончилось охлаждением отношений между философом и тираном. Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, молодого зятя тирана. С Сиракуз философа отправили на корабле, высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. Платон возвратился в Афины в возрасте сорока лет и вскоре в 386 г. до н.э. основывает школу-академию. Эта школа располагалась в роще, посвященной аттическому герою Академу, и потому стала называться Академией. Что же представляла собой платоновская Академия?
Это был союз мудрецов, служивших Апполону и музам.
Перед входом в Академию каждого встречала надпись:‹‹Негеометр да не войдёт››. Она указывала на глубокое уважение Платона к математике и геометрии в частности, как ‹‹науке о самых прекрасных мысленных фигурах››. По примеру пифагорейцев занятия были двух типов: более общие для широкого круга слушателей и специальные для узкого кружка, посвящённых в тайны философии. Слава платоновской Академии быстро росла, в ней учились юноши и девушки со всех концов Эллады. Ученики Платона были даже из Вавилона. Ряд выпускников Академии в дальнейшем стали известными учёными, философами, политиками, законодателями. Академия была обращена в сторону Востока. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях он делал это. Платоновская Академия просуществовала 915 лет - до 529 г. н.э. В Афинах Платон прожил до конца жизни, за исключением еще двух поездок в Сиракузы, возрасте 60 и 70 лет, к сыну Дионисия Старшего - Дионисию Младшему. Попытки оказать влияние на молодого тирана также окончились неудачей. Умер Платон в день своего рождения в возрасте восьмидесяти лет на брачном пируи был похоронен в роще Академии.

Учение Платона об идеях.

Главная составляющая философии Платона - учение об эйдосах (идеях). Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации. Слово "эйдос" имело в древнегреческом языке до Платона много значений - вид, внешность, образ, облик. Именно Платон придал этому понятию философское звучание. Поэтому он считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм - это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Как мы различаем вещи? Например, чем отличается стол от стула? Стол и стул могут быть сделаны из одного материала, иметь примерно равные физические параметры. Но человек вполне определенно отличает один от другого. Благодаря чему? Благодаря тому, что стол и стул имеют разное предназначение. Образно говоря: это стул - на нем сидят, это стол - на нем едят. Но откуда берется данное предназначение? Оно не заложено в материале, из которого сделан тот или иной предмет. Дерево, металл или камень, пошедшие на изготовление стола, сами по себе не определяют его предназначение. Иначе говоря, причина появления стола и его предназначение - не имеет материального характера. Материал лишь средство для осуществления вещи. Главная же причина, по мнению Платона, в том, что человек в своем сознании всегда имеет некий образ, как стола, так и всех вещей вообще. В соответствии с этими образами люди и творят окружающий их мир. Эти образы Платон и назвал "эйдосами", или "идеями". Идея вещи - истинная причина появление конкретной вещи, сделанной из какого-нибудь вполне осязаемого материала. Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. В этой мысли заключено основное содержание платоновской философии: идея вещи соединяясь с тем или иным материалом рождает реальную вещь. Следовательно, каждая вещь имеет как бы тройственную природу - идея, материал и сама вещь, обладающая одновременно идеальными и материальными свойствами. При этом идея вещи - причина, материал - средство, а вещь - лишь следствие взаимодействия идеи и материала. Идея - это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, мы знаем смысл их существования, знаем их предназначение и только потому отличаем один от другого. Идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея - сверхчувственна, доступна только разуму, мысли. Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала и какую форму имеет конкретный стол. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи - идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления. Идея вещи обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола. Платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ - в сознании человека. Однако, тогда получается, что человек приравнивается к Богу, ибо огромное количество вещей возникли до человека и без его участия - Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще. Диалектическое мышление Платона позволило ему увидеть, что соединение двух противоположных, обладающих разными свойствами начал - идеи и материала, рождает некий новый феномен - вещь. Поэтому каждая вещь, с точки зрения Платона, внутренне противоречива - идеальна и материальна одновременно. Платон определил, что есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, "мир эйдосов" находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания - образ умопостигаемого мира, образ мифологический. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира. Как возникает реальный мир? Здесь Платон, на основе своей диалектической логики, приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Сам Платон для его обозначения использовал понятие "хора", а также понятие "необходимость". Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть "материей". "Хора-материя" противостоит миру идей, не обладает творческим характером и не имеет никакой формой. Она всего лишь материал для воплощения в физическую реальность идей, живущих в своем мире. Поэтому рождение реального мира - это следствие соединения идеального и материального. Также как и в случае с отдельной вещью, мир идей - причина, "хора-материя" - материал, а реальный мир - следствие совокупление идеального и материального, обладающий свойствами и того, и другого. Соединение идей и "хоры-материи" ведет к тому, что материя как бы "портит" прекрасные идеи, огрубляет их, искажает их истинность и красоту. Следовательно, и реальный, вещный мир - лишь грубая, искаженная копия мира идеального. И все вещи реального мира - "тень", искаженное отображение своих идей. Материальность физического мира не дает возможность полному воплощению мира идеального - материя портит идею. В силу всего этого, Платон называл реальный мир "кажущимся бытием", подчеркивая его отличие от "истинного бытия" - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности. Из этого положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В самом деле, попробуйте нарисовать идеальный круг. При всех художественных талантах рисующего, всегда можно найти те или иные огрехи в исполненном им изображении. Следовательно, материальные характеристики человека, физические свойства его организма не позволяют воплотить в реальности идеального представления о круге. Но это не значит, что нет самой идеи круга. По логике Платона, пытаясь реализовать идею круга, мы и создаем, совмещая идею и материю, круг реальный, но, к сожалению, очень далекий от идеального. Идея Платона есть смысл, смысловая сущность и определение той или иной вещи, самый принцип ее осмысления, ее порождающая модель. Ведь всякая вещь, будучи сама собой, всегда нечто значит, то есть имеет свою собственную сущность, а платоновская идея как раз и является принципом конструирования этой сущности вещи и, следовательно, самой вещи, то есть смысловой моделью вещи. Идея вещи– логическое отношение между идеей вещи и самой вещью. В платоновском идеализме вещь есть функция идеи. Это всегда приводило к тому, что платоновские идеи были предметом тончайшего и скурпулезнейшего логического анализа.