Смекни!
smekni.com

Восточные влияния на учение Платона о бессмертии души (стр. 1 из 14)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

«ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА О БЕССМЕРТИИ ДУШИ И ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИДЕЯ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

1.1. Историография работ Платона

1.2. Учение Платона об идеях

1.3.«Идея» как явление соединяющее микрокосмос и макрокосмос

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИЯ ПЛАТОНА О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

2.1. Душа в учении Платона

2.2. Эволюция представлений о природе души

в древнегреческом сознании

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ВЛИЯНИЙ

3.1 Ближневосточные влияния на греческую культуру (В. Буркерт и В.П. Яйленко)

3.2 Историческое обоснование возможных восточных влияний на генезис греческой философии

3.3. «Платоновский вопрос» в хронологии X. Теслефа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Платон знаменитый мыслитель антично­сти, его идеи проходят через всю мировую фи­лософскую культуру; он – предмет несконча­емых споров в истории философии, искус­ства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь – выражением его философии. Наибольшее место проблеме изучения души отво­дится в таких его сочинениях-диалогах, как: «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб», «Тимей» и др.

Феномен жизни – извечная загадка позна­ния, как и понятие души. Невозможно дать какую-либо краткую, исчерпывающую ее ха­рактеристику. Есть сотни определений для термина «душа», и за каждым из них стоит какой-либо мыслитель, например, за определением души как причины жизненного движения су­ществ и того, что само себя движет, стоит не кто иной, как сам Платон в «Законах». В этом смысле душа в качестве движущей силы или силы жизни сама является чем-то движущим­ся и живым и принадлежит к миру становле­ния, но она в нем «первое», изначальное и наи­более ценное; не она объясняется телами, а, наоборот, образование и движение тел следует объяснять ею. Кратко затронутая в «Федре», эта доктрина защищается в «Федоне» от мате­риалистического утверждения, что душа есть лишь «гармония» тела, и кладется в основу диалектического доказательства бессмертия души. В «Законах» это учение особенно энер­гично подчеркивается в борьбе против мате­риалистического атеизма.

Наряду с изначальным движением понятие души обладает в популярном понимании еще одним признаком – сознанием. Связь этих двух признаков выражается у Платона, как, впрочем, вообще в греческом представлении, например у Демокрита, в том, что в сознании движение «созерцается», т. е. внутренне повто­ряется и воспроизводится. Таким образом, со­знание в душе есть лишь «способность заме­тить». Такая связь подтверждается в платоновском учении о природе и его метафизически­ми предпосылками: уже в «Филебе» указыва­ется, что разум, который в качестве бога или мировой цели есть объективное начало, может стать причиной свершающегося, мирообразующей деятельностью лишь благодаря тому, что он имеет «душу», т. е. переходит в сознание. И устами Сократа Платон выдвигает в «Филебе» следующее утверждение: «…ни мудрость, ни ум никогда, разумеется, не могли бы воз­никнуть без души».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что в историко-философских кругах сегодня наблюдается обострение интереса к проблеме восточного влияния на древнегреческую философию. Вызвана эта реакция, в частности, появлением научных работ, авторы которых в категоричной форме выдвигают теорию об автономном возникновении западной философии (в Древней Греции) как единственно существующую и не подлежащую обсуждению.

В научном сообществе бытуют две точки зрения на проблему генезиса греческой философии. Сторонники одного направления отстаивают полную самобытность греческого теоретического мышления, сторонники другого склонны сводить все к прямым заимствованиям с Востока. Вопрос о восточных влияниях на зарождение и развитие греческой философии оказывается более сложным. Ни сторонники автохтонного происхождения греческой философии и науки, ни принявшие противоположную точку зрения и подчеркивающие ориентальные истоки космологических учений древнегреческих мыслителей VI-V вв. до н.э. не смогли дать картины, которая бы всесторонне отражала реальное положение вещей, и задача создания такой картины до сих пор стоит весьма остро.

Цель данной работы – изучить эволюцию учения Платона о бессмертии души и проблему восточных влияний на греческую философию и на платонизм, в частности.

Объект исследования – учение Платона о бессмертии души, проблема восточного влияния.

В соответствии с целью, нами поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ изучения работ Платона

2. Исследовать понятие «идеи» в учении Платона.

3. Рассмотреть вопрос «идеи», как явления, соединяющего макрокосмоса (Начала бытия, идей) и микрокосмоса (души).

4. Изучить проблему бессмертия души в работах Платона и эволюцию представлений о природе души в древнегреческом сознании

5. Рассмотреть проблему восточного влияния на греческую философию в целом, и на платонизм, в частности.

6. Исследовать «Платоновский вопрос» в хронологии X. Теслефа

ГЛАВА 1. ИДЕЯ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА

1.1. Историография работПлатона

В первой части «Метафизики», а также в работе «О душе», Аристотель проводит критическое изложение философии Платона, а именно проблем, касающихся макрокосмоса (Начала бытия, идей) и микрокосмоса (души). По Аристотелю, у Платона «идеями» выступают «причины всего остального»[1], отличающегося от «единого», которое есть «сущность».

Аристотель представляет сжатое видение философии Платона, но его историко-философский описательный экскурс имеет свое собственное значение: все эти вопросы философии Платона он рассматривает в контексте собственного философского вопроса о Начале. По Аристотелю, Платон в диалоге «Тимей» приписывает душе «движение», но в своем стремлении представить «душу» как «ум», впадает в затруднения. Эти затруднения не позволяют ясно ответить Платону на вопросы, считающимися Аристотелем главными в изучении «души» (например, касающиеся соотношения «души» и «мышления»). Аристотель пишет, что душа у Платона «составлена из элементов и разделена в соответствии с гармоническими числами».[2]

Аль-Фараби в работе «Об общности взглядов двух философов -божественного Платона и Аристотеля» прямо относит к идеальному миру «душу» и «разум», что само по себе представляет собою необходимое уточнение, которое требуется при изучении диалогов «Филеб» и «Тимей». Разбирая положения философии Платона, касающиеся «Единого», «форм», «души», человека (то есть всего того, что и составляет соотношение микро- и макрокосмоса), Аль-Фараби видит характер тождества микро- и макрокосмоса (при условии вторичности микрокосмоса) в ступенчатости всего сущего. Микрокосмос выступает скорее эманацией макрокосмоса; такой взгляд свойственен той философской традиции, представителем которой он является.

В конце XIX века в европейской философской мысли очевидно существенное возобновление интереса к антиковедению, во второй половине XIX века и в XX веке по Платону было написано очень большое количество специальной литературы, посвященной этой теме.

В работе В. Виндельбанда «Платон» душа в философии Платона, выступает и как «жизненная сила»[3] общая всему Космосу, и как индивидуальное образование, стремящееся к макрокосмосу, к спасению.

Видение космологической проблематики более позднего Платона В. Иегером в книге «Пайдейа. Воспитание античного грека» заключает в себе мысль о включенности человека в космический порядок: душа человека есть элемент всего целого бытия.

Ф. Коплстон в своей книге «История философии. Древняя Греция и Древний Рим» анализирует «высшее благо». Особенностью его анализа является провозглашение возможности кажимости «блага» для человека, то есть, по его мнению, человек может посчитать за благо и то, что в конечном счете им не является; тем самым косвенно подтверждается положение об отсутствии безусловности выбора блага в жизни человека у Платона. При анализе диалога «Государство» Коплстон затрагивает тему связи человека и государства. Для них общим являются «принципы справедливости»[4]. Действительно, в философии Платона рассуждение о «справедливости» не заключается в одной лишь фиксации принципа наилучшего устройства государства, у Платона это рассуждение затрагивает «душу», что отмечает и Коплстон. Коплстон совершенно справедливо не принимает сотворенность души, описанную в «Тимее». Коплстон говорит о том, что ее сотворенность «не следует понимать буквально».

Другой исследователь античной философии, Р. Уорнер, в книге «Греческие философы» характеризует идеальное бытие Платона следующим образом: «идеи» занимают главенствующее положение (по сравнению с вещами); «идеи» неподвижны, но доступны диалектическому познанию. От главной «идеи блага» зависит все вторичное бытие, но в этом анализе Платона остается не совсем понятным, что есть природа идеи, что есть сама идея. Хотя Уорнер говорит об иерархии «идей», дает их перечисление, необходимо самому обратиться к поставленному вопросу о «идеях».

П. Фридландер также занимался бытийно - космологической проблематикой, выделяя включенность человека в космический порядок в качестве основного смыслового момента философии Платона. Забота о душе, копирование образов макрокосмоса составляют главную задачу человеческого существа. По Фридландеру, эти темы поднимаются Платоном уже в диалоге «Горгий».

Следующим крупным исследователем Платона является У. Гатри. Из его работы «История греческой философии» можно выделить следующие основные моменты. Ранние диалоги Платона (даже диалог «Горгий») еще не обладают утверждениями о бытии идей, учение о значимости идеального бытия не выступает в данном случае обоснованием рассматриваемых вопросов. Гатри считает, что Платон здесь говорит о космическом порядке, в согласии с которым человек должен существовать, но не о «формах». В настоящем исследовании выдвигается предположение, что даже в ранних диалогах Платон провозглашает, хотя и косвенным образом, значимость идеального бытия, бытия форм. Критика того или иного поведения, рассуждения проводится ради того, чтобы «излечить» душу человека, направить ее в сторону уподобления макрокосмосу, в котором присутствуют и «идеи».