Основой расхождений между Аристотелем и Платоном является религиозное понимание природы человека. Платон рассматривал человека с точки зрения того, каким должен быть человек согласно идеальным представлениям, Аристотель же исходил из того, каков человек в действительности, не отрицая и роль воспитания и обучения, признавал возможность и необходимость совершенствования человека, но не коренного изменения его природы и назначения. Он считал главным и решающим в человеке ум, интеллект. Аристотель впервые рассмотрел этику в плане человеческой, а не божественной воли, сделав человека ответственным за свою судьбу.
Аристотель стал первым систематиком философии. Главные труды Аристотеля: «Физика» — учение о природе; «Метафизика» — наука о высших принципах бытия, познания и деятельности; «Логика»; три этических трактата «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика»; «Политика» (посвящена проблемам общества и города-государства, происхождения и сущности полиса, формированию различных форм правления).
Почитая разум человека, Аристотель впервые обратился к самому процессу мышления и стал основателем логики (учения о законах и правильных формах мышления). Аристотель выделил эти законы в четкой и ясной постановке.
1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. Так, по отношению к Сергею не могут быть одновременно истинными два следующих утверждения: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны».
2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. В нашем примере одно из двух утверждений «Сергей и Татьяна одинакового роста» или «Сергей и Татьяна неодинакового роста» должно быть истинным. Если истинно второе утверждение, то можно на предмет истинности проверять новые два высказывания: «Сергей ниже Татьяны» и «Сергей выше Татьяны». Сравнение двух последних высказываний является бессмысленным, если Сергей и Татьяна одинаковы по росту.
3. Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям). Так, в нашем случае речь идет об одном и том же Сергее и той же самой Татьяне, причем в одно и то же время.
Аристотельгордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывают высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе — особенное, третье — вывод:
(1) Если все люди смертны
(2) И все греки — люди,
(3) То все греки смертны.
Эллинистическая философия
Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. После завоевания Древней Греции Александром Македонским возникает империя, происходит быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходят в упадок. Эллинская философия перешла в эллинистическую. Новая философия призвана была сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотелядля этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии(самодостаточности человека), апатии(безразличии), атараксии (невозмутимости).
Кинизм (цинизм)
Основателем кинизма считается Антисфен (ученик Сократа), а яркий представитель – Диоген Синопский, называвшийсебя Диогеном-собакой. Антисфен вел свои беседы в гимнасии (слово гимнасии мужского рода) Киносарге при храме Геракла. Киносарг означает «злые собаки» (собака — кине), так произошло название кинизма. Киники за основу своей философии взяли практическую мораль Сократа,присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Такие нормы жизни, не подкрепленные должным интеллектуализмом привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличию, дополненным постоянной, иногда тяжкой, тренировкой души и тела. Диоген,согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посмешище (однажды он стоял голый под дождем, привлекая всеобщее внимание). Греки ему воздвигли памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».
Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Цинизм обычно это попрание общественных нравственных норм, в основе которого духовная нищета.
Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма.
Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
Эпикур (371-270 до н.э.) основал в Афинах философскую школу «Сад Эпикура»). Центральное место в учении Эпикура занимает этика, понимаемая как практическое руководство для достижения счастья, помощь человеку в поиске ответов на вопрос, как следует жить. Человек стремится к удовольствию и избегает страдания. Однако духовные удовольствия предпочтительны перед чувственными, так как духовные удовольствия устойчивы и долговечны, а чувственные нередко влекут за собой тяжкие страдания. Задача философов, по Эпикуру, состоит в том, чтобы помочь человеку освободиться от страха перед смертью и богами, обрести бессмертность духа, ибо смерть не имеет к нам отношения «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Цель счастливой жизни — не плотские удовольствия, а «безмятежность души».
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
Стоицизм — философское течение, ориентированное на этические проблемы, в частности, на создание идеала мудреца, безразличного ко всему внешнему, стойкого к ударам судьбы, гордого сознанием своей внутренней свободы. Зенон Китийский (333-262 до н.э.) — ученик киников, основатель школы стоиков, беседы с последователями проводились на торговой площади в портике (стоя) в Афинах. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается особенно четко в представлении. Познанное представление приводит к душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим (божественным) законам. Действие неумолимой судьбы исключает какую-либо свободу, в том числе и свободу человеческой воли. Свобода возможна только для отдельных людей, героев-мудрецов. Отсюда предложенное ими деление на мудрецов и глупцов, духовно свободных и рабов. Стоики не интересовались изучением человека, каков он есть. Они исследовали его возможность стать мудрецом (каким он должен быть). Зенон и Хрисипп считали, что моральное совершенство не зависит от природных склонностей человека, а исключительно от умственных упражнений, его интеллектуальных усилий, позволяющих быть безразличным к жизни и смерти, славе и бесславию, богатству и бедности, болезни и здоровью. В нравственной свободе, освобождении от страстей, являющихся источником пороков и бедствий человека, стоики видели путь к счастью.
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсиссоединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ. По их мнению, мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Невозможно избежать многих житейских вопросов, не зависящих от человека (голода, жажды, боли), но надо воздерживаться от догматических суждений – это есть осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер. Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.
Неоплатонизм
Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона и возникает новое течение в философии неоплатонизм.
Виднейшим из неоплатоников был Плотин (204/205-270 н.э.).Плотин развил учение о Едином Благе как высшем бытии и источнике всего. Он предлагал следующую иерархию:Единое Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. Объяснил процесс реализации Единого Блага, когда оно, переполняясь самим собой, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Материю. Это процесс мнимого изливания, а не вещественного. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого Блага), нет добра. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удастся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому Благу (ониногда называл его богом). Это возможно посредством таинственного (мистического) переживания и слияния с Единым Благом. Егофилософия дополнялась мистикой восточного происхождения.
Прокл (412-485 н.э.) стал выдающимся комментатором и систематиком учения Платона, сыграв огромную роль в популяризации его учения.
Античная философия, выводы:
• Натурфилософы видели единое многообразие мира в его вещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
• Школа Сократа — Платонаразвила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.
• Аристотельразвил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.